Направления

Новости

Интервью

Видео

Владимир Александровский: качество лечения и его комфорт напрямую связаны с диагностикой

Дата: 20.04.2011
Автор: Каленкова Ю.
О важности грамотного составления плана лечения, а также об этапах, возможностях и проблемах диагностики рассказывает Владимир Леонидович Александровский, к.м.н., основатель и генеральный директор клиник «Дентал Фэнтези», член Международной Ассоциации Детской Стоматологии, Европейской Федерации по обезболиванию в стоматологии, Американской стоматологической ассоциации.

Просмотров: 4695

О важности грамотного составления плана лечения, а также об этапах, возможностях и проблемах диагностики рассказывает Владимир Леонидович Александровский, к.м.н., основатель и генеральный директор клиник «Дентал Фэнтези», член Международной Ассоциации Детской Стоматологии, Европейской Федерации по обезболиванию в стоматологии, Американской стоматологической ассоциации.

- Как составляется план стоматологического лечения, какие этапы включает в себя диагностика заболеваний?

- План стоматологического лечения составляется всегда на основе трех факторов: жалоб пациента, врачебного осмотра и результата обследования. Врач внимательно выслушивает пациента, обращая внимание на все его жалобы и задавая дополнительные вопросы.

Бывает, что пациент сам не осознает собственных проблем. Он может воспринимать все, что с ним происходит как вариант нормы. Некоторые люди так долго (а может быть, и всю сознательную жизнь) живут с той или иной проблемой, что она перестает вызывать беспокойство. Вот тут-то врач и должен на основе своего опыта и понимания возможных стоматологических патологий задать правильные вопросы.
 
Приведу пример: пациент страдает запахом изо рта. Представьте себе менеджера, который по роду своей деятельности обязан контактировать с людьми. Он одет с иголочки, аккуратен, причесан, но... изо рта настолько сильный запах, что его визави с трудом сдерживает себя, чтобы не отвернуться и не уйти. Вы думаете, этот человек просто за собой не следит? Нет, ведь его внешний вид – это его инструмент в работе с клиентами. Просто он думает, что с этим ничего поделать нельзя, этот недостаток останется с ним на всю жизнь.

Другой пример: молодая девушка очень озабочена белизной зубов и только ей одной заметной неровностью резца, однако, совершенно не обращает внимания на состояние тех зубов, которые, как ей кажется, незаметны при улыбке или смехе.
 
В процессе интервью с пациентом врач может (и должен) выявить те проблемы, которые по той или иной причине остались вне зоны внимания пациента, но являются важными. Также врачу необходимо понять, какие из этих проблем пациент хочет решать сейчас, а какие – в более отдаленной перспективе.

Очень важная часть опроса – выяснение данных о том, как развивалась та или иная патология и каково общее состояние здоровья пациента. Проблемы с сердцем, какие-то системные заболевания, аллергические реакции – все это должно быть учтено при составлении плана лечения.

Обследование пациента начинается с внешнего осмотра. Причем первоначально врач оценивает симметрию лица, кожу, состояние мышц, обращает особое внимание на лимфатические железы головы и шеи. И только после этого переходит к осмотру собственно полости рта. Врач не может игнорировать такую важную задачу осмотра, как исключение наличия новообразований в полости рта. Для этого необходим детальный осмотр слизистой щек, языка, корня языка и т. д.
 
Затем следует осмотр зубов – каждого зуба со всех сторон. Пародонтологическое обследование призвано выявить состояние тканей, окружающих зуб.
 
Очень важный момент, о котором нельзя не сказать: во время осмотра врач оценивает уровень гигиены полости рта. Ясно, что человек, направляясь к стоматологу, тщательно вычистит зубы. Однако делает ли он это регулярно? Правильно ли он чистит зубы? Об этом обязательно надо расспросить пациента на этапе беседы, в правильности самооценки пациента надо убедиться и на этапе осмотра. Информация об уровне гигиены очень важна для построения правильной стратегии работы с пациентом.
 
Комплексное современное обследование на первичном этапе обязательно включает рентгенографию зубов и челюстей. Врач может после визуального осмотра назначить прицельные снимки отдельных зубов или ортопантомограмму – то есть единый снимок челюстей и зубов. Также врач делает фотоснимки зубных рядов и улыбки пациента на обычный цифровой фотоаппарат в различных ракурсах. Это обычно делается для оценки эстетики зубных рядов, улыбки, формы челюсти и т. п.
Следует понимать, что такая консультация не может занять 5 минут. Как правило, первичный прием занимает от 1 до 1,5 часов. Один из важных маркеров компетентности и опыта врача – соотношение между временем, когда доктор спрашивает и выслушивает пациента, и временем, когда доктор сам говорит, дает советы и делает прогнозы. На слушание времени должно быть потрачено больше.
 
На основе полученных данных врач составляет предварительный план лечения. Почему предварительный? Потому, что в процессе переговоров с пациентом или же в процессе лечения план может подвергнуться уточнению, изменению, доработке.

Задача врача: на основе данных, полученных в результате исследования как можно более полно и ясно информировать пациента о существующих проблемах и различных способах их решения. Способов решения в современной стоматологии всегда несколько. Врач должен оказать помощь в этом выборе с учетом жизненных реалий пациента. Разумеется, профессионал обязан сделать прогноз как результата того или иного лечения, так и отказа от лечения. О негативных последствиях неправильного выбора врач должен проинформировать пациента в письменной форме.

И последнее, но очень важное замечание: врач должен все объяснять понятным, человеческим языком. Пациент не обязан понимать врачебную терминологию, разбираться в ней. Более того, он может совершенно неправильно понять врача и сделать неправильные выводы, постеснявшись сознаться в своем непонимании.

- Как вести себя пациенту при первом визите к стоматологу – на что обратить внимание врача, что следует обязательно обсудить перед началом лечения?

- Человек, отправляясь на первый визит к стоматологу, не должен спешить – он должен быть настроен на конструктивный диалог. Не стоит нервничать – в первый визит врач, как правило, лечения не начинает, тем более что в современных клиниках лечение проходит безболезненно и комфортно для пациента. Важно прямо и откровенно рассказать врачу обо всех беспокоящих пациента проблемах. Профессиональный врач всегда настроен на доверительные отношения с пациентом. Сделайте шаг навстречу врачу!

Не надо стесняться задавать врачу вопросы. Они могут касаться состояния зубов, а также порядка и сроков лечения, его стоимости. Если вы видите, что врач не готов обсуждать с вами ваши жалобы, не задает вам вопросов, а настроен быстро осмотреть вас, назначить лечение и принять следующего пациента, лучше поискать другого врача для длительных взаимоотношений, которые действительно принесут вам пользу, сделают ваше стоматологическое здоровье более крепким, а улыбку красивой и здоровой.

Спокойно и вдумчиво обсудите с врачом возможные варианты лечения, а также гарантии и последствия того или иного выбора. Что касается стоимости лечения, очень важно вовремя заявить врачу, что для вас является приемлемым, на какую сумму вы рассчитывали и в каком режиме готовы осуществлять лечение и его оплату. Часто пациент из ложного стыда не хочет обсуждать с врачом этих проблем и уходит в другую клинику с более доступными ценами. Между тем, вполне возможно, что обсуждение стоимости лечения могло бы привести к консенсусу, и человек смог бы воспользоваться наилучшим обслуживанием и услугами опытного специалиста. Следует учесть, что часть лечения могла бы быть перенесена на более отдаленное время, какой-то материал был бы заменен на другой, вполне устраивающий пациента, но менее дорогой и т. п.
 
В результате первичного посещения должен быть составлен договор, заполнена история болезни, а также прочитано пациентом и подписано информированное согласие на некоторые сложные виды лечения. Это перечень документов, которые призваны защитить, как врача, так и пациента.

- В чем заключаются преимущества современных приборов для визуализации полости рта – ортопантомографа и радиовизиографа?

- Цифровые аппараты позволяют производить очень точную диагностику с минимальной, незначительной для человека, лучевой нагрузкой. Снимки получаются моментально, нет необходимости ждать пока их проявят, как это происходит с аналоговой пленкой. Снимок отображается в стандартном формате JPG. Его можно смотреть в специальной врачебной программе, имеющей множество инструментов: увеличение, изменение контрастности и яркости, окрашивание. Диагност способен даже на этом этапе значительно улучшить визуализацию исследуемого объекта. Цифровая диагностика всегда лучше. Сегодня этот метод имеет огромное количество преимуществ. Это похоже на ситуацию с цифровыми фотоаппаратами: есть эстеты, продолжающие пользоваться аналоговыми, но весь мир давно снимает на «цифру».

- В каких случаях используется лазерная диагностика, каковы ее особенности?

- Лазерная диагностика кариеса – диагнодент – используется для определения кариеса в труднодоступных зонах. В ямках между буграми жевательной поверхности зуба, между зубами, где выявляется так называемый кариес контактных поверхностей. Метод основан на том физическом факте, что здоровая эмаль и эмаль, пораженная кариесом, имеет разную проницаемость для лазерных лучей. Аппарат безошибочно отделяет здоровые ткани от больных. Применяется в сложных случаях, когда с помощью визуального осмотра и аппаратного исследования невозможно определить что перед нами: начальная стадия кариеса или же естественно окрашенная фиссура зуба, например.

Лазерная диагностика – документальное обоснование правильных действий врача. Ни для кого не секрет: пациенты иной раз обвиняют врача в гипердиагностике, если врач включает в план лечения зуб, который сам пациент считает здоровым. Ведь пока никаких изменений не видно, и боли нет. К сожалению, оставленные без внимания зубы с начальным кариесом рано или поздно дают о себе знать.

- Какие, на Ваш взгляд, существуют способы повышения эффективности и качества диагностики?

При визуальном осмотре полости рта – слизистых оболочек и зубов – можно использовать дополнительное увеличение с помощью линз или микроскопа. При таком увеличении и мощнейшем освещении, которое дает микроскоп, врач не пропустит проблему. Таким образом, воздействие человеческого фактора снижается до минимума.

Получили распространение внутриротовые видеокамеры. С помощью такой камеры картинка зуба в увеличенном масштабе видна на экране монитора стоматологической установки. Сложно не согласиться с тем, что это очень хороший и удобный метод визуализации.
 
В качестве рентгенодиагностики наиболее точным и современным методом является 3D-томография. Этот метод выигрывает даже в сравнении с прицельными снимками и ортопантомограммой. Он позволяет получить точную и объемную картинку состояния зубов, корней, челюстей. Все комплексные планы лечения, и особенно сложные случаи не должны обходиться без предварительного обследования с помощью томографии и увеличения.
Качество стоматологического лечения, его комфорт, исполнение и гарантии напрямую связаны с необходимой и достаточной диагностикой.

Комментарии:





Подписаться на рассылку: