Форма человеческих зубов индивидуальна и отличается от человека к человеку. К индивидуальным характеристикам относятся, например, размер бугорков зубов, рисунок борозды на коронках зубов, различное количество корней зубов, наличие или отсутствие зубов мудрости. Но процесс развития зубочелюстной системы, если он происходит без патологий, схож для всех.
Содержание
1. Как устроена зубочелюстная система человека?2. Развитие зачатков зубов и молочные зубы.
3. Как происходит замена временного прикуса на постоянный?
4. Патологии прикуса. Почему они возникают и их профилактика.
Как устроена зубочелюстная система человека?
Зубы человека содержат одинаковое количество зубов в нижней и верхней челюсти. Временный прикус состоит из 20 зубов, зубной ряд взрослого человека (постоянный зубной ряд) состоит из 32 (включая зубы мудрости).Зубы состоят из твердого вещества. Они расположены в ротовой полости в небольших полостях в челюстной кости верхней и нижней челюсти - зубных лунках или альвеолах. Там они закреплены твердыми волокнами. Зубы расположены в челюстях таким образом, что каждый из них образует зубную дугу. Когда вы закрываете рот, две зубные дуги обычно смыкаются.
Взрослые имеют максимум по 16 зубов на верхней и нижней челюсти:
- четыре резца посередине
- клык слева и справа от резцов
- по пять постоянных моляров с каждой стороны, также называемых боковыми зубами.
Развитие зачатков зубов и молочные зубы
Весь процесс становления зубочелюстной системы можно разделить на следующие этапы развития: внутриутробное и внутричелюстное формирование, прорезывание, формирование и рост корней и периодонта, стабилизация. У молочного прикуса выделяется дополнительно этап рассасывания корня при смене прикуса.Оба набора естественных зубов присутствуют в челюсти до рождения. Развитие зачатков зубов начинается уже на ранних сроках беременности – при внутриутробном развитии - между шестой и восьмой неделями беременности.
При рождении ребенка зачатки зубов уже полностью сформированы. Молочный прикус формируются в первые годы жизни человека. Прорезывание молочных зубов происходит индивидуально и начинается примерно в возрасте 6-8 месяцев. Укоренение будет завершено в возрасте от полутора до трех лет. Развитие постоянных зубов начинается примерно в том возрасте, когда дети начинают ползать.
Прикус в детском возрасте меньше, чем у взрослых, так как в челюсти ребенка меньше места, размер зубной пластины тоже соответственно меньше. У молочных зубов тоже есть корни, но они не выпадают вместе с зубами, а растворяются растущими постоянными зубами. Эмаль молочных зубов, к тому же, вдвое тоньше, чем у постоянных зубов. Содержание минералов у временных зубов также ниже. Поэтому они особенно подвержены риску кариеса.
Как происходит замена временного прикуса на постоянный?
У маленьких детей череп еще не достиг своего полного размера и все еще растет, продолжается также рост челюсти. Даже на первый взгляд заметно, что у детей зубы меньше из-за их размера. Так как молочные зубы не растут вместе с ребенком, их место постепенно занимают 32 более крупных зуба – постоянные зубы.Развитие постоянных зубов в целом происходит так же, как и временных, но в различное время. Их закладка начинается в эмбриональный период и продолжается после рождения ребенка.
С шестилетнего возраста прорезываются большие коренные зубы, что обычно остается незамеченным, поскольку они находятся за малыми коренными зубами. Примерно через год корни молочных зубов начинают рассасываться и молочные зубы выпадают.
Этот процесс называется сменой зубов. Спустя 6-7 лет после прорезывания заканчивается минерализация эмали постоянных зубов. В этот период корни постоянных зубов сформированы.
Смена зубов обычно завершается к 18 годам, когда прорезываются задние моляры, так называемые зубы мудрости. Однако такие зубы есть не у всех или они прорезываются частично или не прорезаются вовсе. Когда все зубы мудрости на месте, формируется полный набор из 32 зубов.
Патологии прикуса. Почему они возникают и их профилактика
Зубы формируются в тесной взаимосвязи с общим развитием и ростом ребенка. На стадии формирования они находятся под влиянием разнообразных факторов внешней и внутренней среды, которые отражаются как на скорости роста, степени минерализации, так и на сроках формирования корня и прорезывания зубов.Сложный процесс развития зубов занимает длительный период времени. Зубы могут иметь различные патологии развития. Аномалии развития могут коснуться одного зуба или целого ряда зубов. Различают следующие аномалии:
- аномалия формы и цвета зубов;
- аномалия количества зубов;
- аномалия размера зуба;
- аномалия прикуса – неправильное положение зубов;
- и др.
Причинами аномалий зубочелюстной системы могут быть генетические дефекты, нарушения обмена веществ, общие заболевания, а также воспалительные или внешние воздействия - химические, физические или травмы.
На то, правильно ли будут сформирована зубочелюстная система, как будет произведена минерализации твердых тканей зуба в период внутричелюстного развития, влияют такие факторы, как:
- здоровье и общее психологическое состояние матери
- наследственность
- экологические факторы
- внутричерепные родовые травмы
- заболевания, перенесенные в детском возрасте (рахит, гиповитаминоз)
- длительное сосание соски или пальца
- травмы зубов и короткой уздечки верхней губы или языка
- дефицит витаминов и минералов в раннем детском возрасте (дефицит фтора в питьевой воде, недостаток витамина D).
Для профилактики аномалий зубочелюстной системы необходимо проводить своевременную диагностику и лечение отклонений на ранней стадии. При необходимости важно своевременно проводить ортодонтическое лечение для снижения степени тяжести аномалии. Немаловажным является восстановление утраченной частично или полностью жевательной функции, речевой артикуляции, эстетики – проведение протезирования.
В период беременности необходимо соблюдать режим отдыха и питания. После рождения ребенка необходимо соблюдать витаминно-минеральный баланс, устранять вредные привычки сосания.