Современные тенденции в косметической стоматологии и стандарты совершенной улыбки, которые диктует нам СМИ, повысили осведомленность общества об эстетике челюстно-лицевого отдела. Сейчас большинство из нас точно знают - от того, как выглядит наша улыбка, во многом зависит социальное, профессиональное и психологическое благополучие человека. Следовательно, увеличились и требования, и эстетические ожидания пациента, когда он приходит со своими проблемами к стоматологу.
Эстетика улыбки
Улыбка – это совокупность мимических параметров, тесно связанных с эмоциями и психологическим состоянием человека. Люди улыбаются, когда испытывают чувство счастья, радости, веселья. Это наиболее очевидное выражение согласия, дружелюбия, одобрения по отношению к кому-либо или чему –либо. Доказано, что невозможность улыбаться провоцирует развитие депрессивного состояния и чувства неблагополучия, подавленности.
С точки зрения физиологии, улыбка требует определенных согласованных действий мышц лица, десен и некоторых других стоматологических параметров, помогающих вольно или невольно транслировать эмоции на визуальный уровень. Очевидно, что такие параметры и их специфика индивидуальны для каждой улыбки, как индивидуально и субъективно понятие красоты улыбки.
Однако, в любом случае, задачей врача является коррекция природных данных человека, а не полная замена на пусть и модный, и желанный, но стандартный шаблон.
Дизайн улыбки
Мы с легкостью говорим, какая улыбка является красивой, однако нам трудно сформулировать те параметры красоты, которые делают ее таковой. На самом деле эстетика улыбки зависит от: соотношения параметров зубов и десен, их соответствия правилам структурной красоты, соотношения между параметрами зубов и губ и их гармоничная интеграция с компонентами лица.
В целом красота лица и эстетика улыбки, как правило, оценивается на уровне психологического аспекта – особенности личности, ее восприятия и желаний – состояния здоровья, а также математических пропорции лицевой, челюстно-лицевой и зубно-десневой области. Причем психологический момент в высшей степени субъективен и постоянно изменятся под влиянием изменения личностных предпочтений, мнения окружающих и СМИ. Следовательно, единственным объективным анализом эстетики может выступать математический анализ. Математика является одной отправных точек понимания природы в целом и природы человека в частности, поэтому врач, проводящий эстетические операции, должен быть хорошо знаком с математическими и геометрическими концепциями эстетики лица.
Механизм дизайна улыбки
Доктор Sushil Koirala в своей статье разделяет каждую из пирамид на несколько взаимосвязанных зон, что помогает полностью понять взаимодействие элементов, как внутри каждой пирамиды, так и между элементами разных пирамид.
Шаг первый: Понимание, или пирамида психологии
С точки зрения стоматологического дизайна, нас в первую очередь интересует именно вторая часть – когнитивные процессы. Чтобы удовлетворить эстетические ожидания пациента, врач должен понять ход его мыслей, побуждения и желания.
Пирамида психологии условно разделена на 3 зоны, каждая из которых является значимой в анализе психологического статуса пациента. Это восприятие, личность, желания. Рассмотрим каждую из них.
Восприятие
Стоматолог должен во время первичной консультации определить специфику восприятия и очертить круг исходных для него данных, чтобы лучше понять, какой конечный результат может удовлетворить конкретного человека. Существует много методик, помогающих получить необходимую информацию: наглядные пособия, в роли которых могут выступать фотографии знаменитостей или предыдущих пациентов, разнообразные тесты и опросники.
Личность
Согласно классификации Роджера P. Левина (Roger P.Levin) существует 4 типа личности.
- Управляющий. Этот тип личности ориентирован на результат, быстро принимает решения и не любит болтовни, не относящейся к делу. Они очень организованны, разбираются в интересующих их вещах до деталей, напористы и деловиты.
- Экспрессивный. Эти люди эмоциональны, часто подвержены минутным порывам, решения принимают быстро, не вдаваясь в лишние, с их точки зрения, подробности. Не любят кропотливую и тем паче бумажную работу, любят и умеют хорошо и весело проводить время.
- Дружелюбный. Всегда вращаются в кругу людей, сходных с ними по статусу, образу мыслей и интересам, неуверенны в решениях, которые сами же и принимают, боятся последствий этих решений, отсюда медлительность, эмоциональность. Плохо поддаются давлению и убеждению.
- Аналитический. Бесконечный сбор информации и их анализ, близкий к занудству. Эти люди любят вдаваться в подробности, потом в подробности подробностей и так далее. Сочетание пытливого ума и требовательности . Таких пациентов убедить в чем-то практически невозможно, к своим решениям они приходят долго и кропотливо.
Желание