Воспитание ребенка с врожденным пороком развития челюстно-лицевой системы

5 минут
271

Дети имеющие врождённые пороки развития не просто менее развиты чем нормальные их сверстники, они имеют характерное только им развитие.


Семейные пары в таких случаях иногда не в состоянии реально оценить сложившуюся ситуацию, отказываются от детей-инвалидов, некоторые распадаются. В большинстве других семей растящих и воспитывающих детей с пороками развития челюстно-лицевой области возникают весьма серьёзные нарушения в межличностных отношениях членов семьи, родственников и близких людей. Эти нарушения могут носить как скрытый характер, так и явный.

Каждый из родителей, проводя самостоятельный анализ ситуации с рождением ущербного ребенка, пытается выяснить причину появления порока у новорожденного, сбиваясь при этом на не всегда обоснованные, обвинения в адрес друг друга. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на взаимоотношения между членами семьи и создает неблагоприятную внутрисемейную психологическую атмосферу. Среди наиболее распространённых заболеваний психической сферы, можно выделить неврозы, острые и затяжные реакции на стресс, их развитие характерно подавляющему большинству семейных пар имеющих детей с врожденной патологий.

Главными причинами психических осложнений у членов таких семей, являются переживания стрессовой ситуации которая возникла с рождением ущербного ребенка: постоянное психологическое напряжение, межличностные конфликты. Сложившийся психологический климат в семье, создает неблагоприятные условия для психического развития ребенка в будущем. Постоянная психотравмирующая ситуация в семье, создает предпосылки для патохарактерологического формирования личности у детей и подростков. Но даже очень маленький ребенок, опосредовано, через реакции взрослых, эмоционально реагирует на то, что у него настолько тяжелая болезнь.

Поэтому на процесс лечения и адаптации детей с врождёнными пороками развития серьёзно влияет характер отношения к ним родителей. Проблемы психического здоровья членов семьи, психологический климат складывающийся в ней и система воспитания ребенка-инвалида оказывают серьёзное влияние на становления психического статуса ребенка и играют важную роль в комплексной реабилитации детей с врождённой патологией челюстно-лицевой области. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей конфликтов и причин нарушений характера у родителей воспитывающих детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области.

Психологическое исследование проводилось на 128 родителях в возрасте от 18 до 41 года, среди которых 38 имели детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. Остальные обследуемые, среди которых было 48 женщин и 42 мужчин, составили контрольную группу. Контрольная группа родителей имеющих практически здоровых детей формировалась методом непреднамеренного отбора. Для оценки психологического статуса обследуемых применялись методики психодиагностики М. Люшера, Р. Кеттелла.

В совокупности они позволяют выявить возможные негативные эмоциональные реакции, особенности личности, способствующие обостренному восприятию действительности. Основанием для выбора данных методов психологического исследования явилось простота исследования, быстрота обработки результатов, полная закрытость от испытуемого психологического содержания теста, независимость результатов теста от точности самооценки испытуемого, от половых, расовых, возрастных и интеллектуальных особенностей индивидуума.

Диагностический тест М. Люшера адаптирован и сертифицирован факультетом психологии СПбГУ, что позволило использовать данную методику в качестве стандартизированного измерителя. Концепция данного метода заключается в использовании феномена цветопредпочтения для диагностики нервно-психологического состояния обследуемых и позволяет выявлять внутриличностные конфликты. Метод Р.Кеттелла применяется в медицинской практике для психологической диагностики временных нарушений адаптации или личностных отклонений, не содержащих серьезных невропатий. Тест содержит 16 шкал измерений полярных свойств личности, он позволяет описать структуру личности достаточно четко, выявить скрытые личностные проблемы и взаимосвязь отдельных личностных черт.

Согласно данных цветового теста Люшера у родителей имеющих детей с врождённой патологией лица показатель отклонения от аутогенной нормы - СО у 12 человек (31,58%) колебался в пределах от 14 до 20, что соответствует среднестатистической норме. У 8 обследованных пациентов (21,06%) данный показатель имел высокое значение 20 и более. В 47,37% случаев у 18 человек, показатель отклонения от аутогенной нормы имел низкое значение и был меньше 14.

Анализируя результаты психологического исследования членов семей, имеющих детей с врождённой патологией челюстно-лицевой области, мы пришли к выводу, что в 68,43% семей формируется неблагоприятный нервно-психологический климат, в виде непродуктивной напряженности, зажатости, нестабильности, утомляемости, преобладании негативных или астенических состояний у родителей.

Показатели вегетативного коэффициента - ВК у 23 родителей распределились следующим образом. ВК от 1 до 1,5 у 47,83 % обследованных (11 чел) соответствуют норме. ВК меньше 1 у 43,48 % обследованных (10 чел) - выраженная ориентация на покой, неготовность к активной деятельности, установка на минимизацию усилий, восстановление сил, самосохранение. Психофизиологической основой такой установки служит доминирование парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. ВК больше 1,5 у 8,70 % обследованных (2 чел) - перевозбуждение, излишне высокая активированность, склонность к лихорадочности или зажатости, установка на энергозатраты, расходование сил без тенденции к их восстановлению. Психофизиологическая основа такой установки - доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы.

При определении уровня депрессии получены следующие результаты: у 7 родителей (30,44%) имеются данные за депрессивные состояния в виде подавленности, плаксивости, плохого ночного сна, снижения аппетита, излишнего беспокойства, снижения работоспособности, раздражительности и тревожности. При обследовании 26 родителей по Кеттелу - шкала MD - стремление выглядеть в благоприятном свете у 57,70 % обследованных (15 чел). По шкале FB - стремление выглядеть хуже, чем на самом деле наблюдается у 11,54 % обследованных (3 чел.). Соотношение по норме между шкалами MD и FB - 30,77% обследованных (8 чел.). Клиническое обследование показало наличие невротических расстройств у подавляющего большинства родителей из группы испытуемых.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

1) рождение и воспитание ребенка с врожденными аномалиями челюстно-лицевого отдела является мощным психотравмирующим фактором, влияющим на психоэмоциональное состояние родителей и межличностные отношения в семье в целом;

2) искажается тип воспитания таких детей в семье преимущественно по типу гиперопеки, изнеживающего воспитания или потворствующей гипопротекции;

3) существенно ухудшается микроклимат в семье, 73% родителей оценили атмосферу в семье как неблагоприятную, причем ведущей причиной, особенно, в молодых семьях, становится проблема рождения ребенка с данной патологией, в 27% случаев родители детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области, состоят в разводе;

4) характер эмоциональных и поведенческих реакций родителей имеет зависимость от интеллектуальной составляющей личности.

5) по Кеттелу - средний и высокий показатели отмечены у 68,43% родителей, они имели лучшую адаптацию во время стационарного лечения.

6) согласно данных по Кеттелу, низкий показатель отмечен у 31,57% родителей, их адаптационная реакция на стационарное лечение была неадкватной,

7) семьи, имеющие детей с врожденной патологией ЧЛО, нуждаются в своевременной медицинской и психологической помощи.

detstom.narod.ru
В.А. Зеленский, М.Л. Беседина, О.В. Агранович

Другие статьи
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.