Профессия врача требует от человека хорошего физического и умственного здоровья в сочетании с немалым опытом, знаниями и навыками. Образно говоря, «пик формы» врача достигается лет в 50, когда уже наработан приличный опыт, но при этом еще сохраняется ловкость рук, гибкость мышления и верность глаз.
Трудовой Кодекс Российской Федерации не регламентирует, какой возраст можно считать «порогом», переступив который опытность и профессионализм врача уже не могут компенсировать возрастных изменений, как в физическом, так и в психологическом плане. Каждый российский медицинский работник решает для себя сам, когда пора уйти из практики и остаться наставником, теоретиком, руководителем. Иногда за врача такое решение принимает работодатель.
Европейцы в этом вопросе более щепетильны, поэтому в свое время было создано специальное положение, целью которого является разграничение дискриминации и безопасности граждан в вопросах трудовой деятельности людей определенных профессий, в том числе стоматологов. Согласно общеевропейскому трудовому законодательству, дискриминация по возрасту запрещена, но в случаях, когда это происходит в рамках мер по защите здоровья населения, ее применение оправдано. Более того Директива позволяет национальным законодательным органам самим принимать решение, в каких случаях возраст или возрастные особенности не попадают под понятие «дискриминации», а следовательно не запрещены.
Этот вопрос уже с 2008 года будоражит стоматологическое сообщество Германии, однако официальная точка в споре чиновников и дантистов была поставлена лишь 12 января 2010 года Европейским Судом.
Катализатором развития ситуации стало судебное разбирательство стоматолога Домники Петерсен, которая в 2007 году подала иск в Стоматологический Департамент Германии в связи с тем, что закон ограничил ее право на труд, установив возрастную планку в 69 лет для стоматологов, работающих в государственных медучереждениях, в то время как врачи, работающие в частных клиниках, не имели никаких ограничений по возрасту. Учитывая, что около 90% граждан Германии охвачены социальной страховкой, включающей стоматологическое лечение, то найти работу после ухода по возрасту из госклиники могли единицы.
Не найдя необходимых аргументов в собственном законодательстве и Директиве ЕС 2000/781/EC, Административный Суд Дортмунда (Германия) перенаправил дело в общеевропейский судебный орган Европейский Суд, «свалив» ответственность за принятие решения на «главного арбитра». Рассмотрев все обстоятельства дела, Европейский Суд постановил: отклонить иск Петерсен по отмене возрастных ограничений для работы стоматологов, а также внес дополнения в существующую Директиву: государства – члены ЕС имеют право устанавливать минимальный возраст для работы в сфере оказания медицинских услуг, в частности стоматологии, в целях обеспечения безопасности пациентов; государства-члены ЕС имеют право устанавливать максимальную возрастную планку в случае, когда необходимо поддержать возрастной баланс внутри профессии, в том числе облегчить вхождение в профессию молодым специалистам; государства-члены ЕС не имеют права устанавливать ограничения по возрасту для определенного сектора стоматологической отрасли (в данном случае для стоматологов, работающих в государственных учреждениях), исключая другие; возраст 69 лет признан приемлемым для ограничения профессиональной деятельности.
Таким образом, Германия, сделав шаг назад и убрав конкретную цифру из статьи Кодекса, получила полное право вводить возрастные ограничения, в тот момент, когда законодатели посчитают это необходимым. Этим правом могут воспользоваться и другие страны ЕС.
Надо отметить, что новость о поправках взбудоражила не только европейское стоматологическое сообщество, но и их заокеанских коллег, которые вполне резонно опасаются, что опыт Европы «перекочует» и в страны Нового Света.
«Если это решение касается стоматологов то, почему бы не принять те же меры относительно политиков и членов суда? (Тем более что именно они разработали и утвердили эти смешные ограничения). Я не понимаю, почему эти ограничения не коснулись врачей других направлений медицины, медсестер, официантов, поваров и так далее? А вот что меня совсем не удивляет, так это то, что эти новости пришли из Европы». (ортопед, Огайо)
«Интересная ситуация, оказывается, человек в 70 лет вполне может быть президентом страны, решать ее судьбу, принимать решения, имеющие общемировое значение, но не в состоянии вылечить человеку зубы?» (пациент)
«Было бы лучше, если бы законодатели не лишали человека работы, а просто определили определенный круг стоматологических процедур, которые профессионал сможет выполнять в любом возрасте. Я знаю много стоматологов, которые делают отличное съемное протезирование, хотя им всем уже за 70!» (стоматолог, Техас)
«Периодические профессиональные экзамены во всех возрастных группах имеют больше смысла. Произвольные ограничения возраста крайне несправедливы». (стоматолог-анестезиолог)
«Возраст - это наименее важная причина, почему человек должен отправляться на пенсию. Энтузиазм, квалификация, психологическое состояние и уровень физического здоровья – вот те факторы, на которые нужно смотреть, принимая решение об отправке человека на пенсию. Я знаю нескольких стоматологов, которые с радостью ушли на пенсию хотя им было всего 50 лет. Они потеряли удовольствие от работы. Считаю, что таких людей надо отправлять «в отставку» еще раньше». (стоматолог, Айдахо)