Дисфункция височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС)

Височно-нижнечелюстные суставыэто суставы, за счет которых нижняя челюсть способна совершать движения во время речи, приема пищи и т. д. Это единственные суставы в нашем организме, являющиеся парными и работающие абсолютно симметрично.

Височно-нижнечелюстные суставы — это суставы, за счет которых нижняя челюсть способна совершать движения во время речи, приема пищи и т. д. Это единственные суставы в нашем организме, являющиеся парными и работающие абсолютно симметрично. ВНЧ-суставы несут такую нагрузку, которая сопоставима с нагрузкой на коленные суставы. Благодаря мышцам и связкам положение сустава фиксируется.

Височно-нижнечелюстная суставная дисфункция возникает, когда диск (гибкий элемент между суставной сумкой и головкой сустава) теряет эластичность и изменяет форму. Дисфункцию ВНЧС в нашей стране называют по-разному: миофациальный синдром, артрит, хронический подвывих нижней челюсти, миофасциальный синдром, артроз ВНЧ-суставов и др. На сегодняшний день патологии височно-нижнечелюстных суставов не являются редкостью (в США по данным Американской Стоматологической Ассоциации количество пациентов с таким диагнозом достигает 75 млн., а в России намного больше), однако анализ и устранение данных патологий сопровождается многочисленными проблемами.

К причинам развития дисфункции ВНЧС относятся:

• привычка сильно сжимать зубы в течение дня,
  • бруксизм (скрежетание во сне, вызванное стрессом),
  • неправильный прикус,
  • повреждения подбородка и челюсти,
  • выбор неправильных методов ортопедического, ортодонтического, терапевтического лечения,
  • артрит,
  • слишком высокие нагрузки при занятиях атлетикой,
  • отсутствие коренных зубов, в особенности жевательных.

Дисфункция ВНЧС возникает зачастую оттого, что между удалением зуба и установкой протеза проходит немалое количество времени, а иногда россияне и вовсе игнорируют необходимость установки протеза.

О патологии ВНЧС свидетельствуют щелчки и болезненные ощущения при открытии и закрытии рта, напряжение в области шеи, головные боли, боль в области челюсти по утрам, шум в ушах, появление уплотнений, вызывающих боль при надавливании, иногда даже зубная боль. Иногда о дисфункции ВНЧС свидетельствует боль в ушах, о чем отоларинголог Дж. Костен писал еще 80 лет назад. Но прежде чем диагностировать данное заболевание, сопровождающееся болью в ушах, необходимо провести клиническое обследование. Ведь иногда боль в области ушей может возникнуть вовсе не из-за патологии ВНЧС, а из-за инфекции в одном из задних зубов. По ощущениям патологию ВНЧС можно также перепутать со средним отитом (в данном случае необходимо обратиться к терапевту).

Диагностировать данное заболевание очень сложно, поэтому зачастую пациенту приходится посетить десяток врачей - отоларинголога, терапевта, мануального терапевта, психоневролога, невропатолога, вплоть до психотерапевта, который может прописать обычное успокоительное, так и не определив главную причину боли.

Но даже когда диагноз – дисфункция ВНЧ-суставов – поставлен, главной задачей становится определение причин возникновения дисфункции. Именно поэтому для лечения заболевания необходим комплексный подход и работа ортопеда, ортодонта, стоматолога-терапевта, мануального терапевта и невропатолога одновременно.

Люди, страдающие дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов, должны регулярно проходить стоматологический осмотр. Задачей зубного врача является решение любых проблем с зубами и деснами, сопровождающих патологию ВНЧС. У большинства пациентов заболевание лечится традиционными методами (к примеру, для страдающих бруксизмом используется шина из акрила, которую нужно носить ночью или днем). В некоторых случаях требуется небольшое хирургическое вмешательство, например, восстановление хрящевой ткани. Намного реже необходима серьезная операция на открытом суставе (например, восстановление костных тканей суставов).

Есть несколько методик, применение которых способно приблизить полное выздоровление. Например, путем самоконтроля можно систематически обращать внимание на положение зубов и тем самым уменьшить сжимание зубов. Если пациент страдает бруксизмом, необходимо как можно реже нервничать, есть как можно меньше твердой пищи. Если у человека систематически возникают болезненные ощущения в мышцах, можно сделать теплый компресс. Холодный 20-минутный компресс используется в случае получения травмы височно-нижнечелюстных суставов. Воспаление, возникшее при дисфункции ВНЧС, быстро снимается при использовании ибупрофена.

Лечение патологии височно-нижнечелюстных суставов в большей части вузов не преподается, поэтому для верной диагностики и эффективного лечения данного заболевания необходимо пройти дополнительное обучение, которое нельзя назвать дешевым. Поэтому мы рекомендуем каждому пациенту с дисфункцией ВНЧС, прежде чем проходить лечение, уточнить, есть ли у вашего лечащего врача все необходимые знания и навыки в данной области.