Эстетическая реставрация композитными материалами и что важнее - форма или цвет?

6 минут
331
Эстетическая реставрация композитными материалами и что важнее - форма или цвет?
Фото: https://ru.freepik.com/author/user12150432

К сожалению, несмотря на тщательный выбор цвета, эстетический результат в некоторых случаях становится скорее неудовлетворительным, так как форма зубов кажется измененной. Пример закрытия межзубного промежутка ясно демонстрирует принцип эстетической стоматологии: форма всегда важнее цвета!

Что подразумевается под этим? Все очень просто: если цвет реставрации не подходит, но форма правильная, результат не очень приятный, но все равно реставрация выглядит как «свои зубы». Если, с другой стороны, цвет идеален, а форма - нет, и хоть реставрация не выделяется, но общее впечатление не лучшее. В случае закрытия промежутка спереди решающее влияние на эстетический внешний вид оказывают направление и изгиб мезиального и дистального краевых гребней губной поверхности.

Первоначальная форма изменена: «Это уже не мои зубы!»

Уже давно было установлено влияние краевых гребней на основную форму и, таким образом, на общий вид переднего зуба. При одинаковой ширине зуба были определены различные основные типы резцов: треугольный, прямоугольный и овоидный. В треугольной форме краевой гребень обычно прямой. В случае прямоугольных зубов краевой гребень в цервикальной трети имеет изгиб к соседним зубам, в то время как овоидный тип показывает более или менее равномерный изгиб по всей длине гребня.
Если форма или изгиб краевых гребней изменяется во время закрытия зазора, это неизбежно приводит к изменению общего вида зуба. В худшем случае это может привести к тому, что полученный тип зуба больше не будет соответствовать форме лица. Пациент не может точно объяснить, что ему не нравится, но типичное утверждение при этом звучит так: «Это больше не я!» Или «Это больше не мои зубы!».

Во избежании ошибок и проблем, полезно соблюдать основные правила во время исполнения. Так, например, практикующий врач должен целенаправленно при всех видах лечения межзубных дефектов или закрытия щелей выработать привычку полностью завершать сначала реставрацию одного зуба, включая как минимум грубую обработку. Только тогда он должен приступить к противоположному зубу. При этом, в случае «асимметричных» исходных ситуаций, сначала необходимо начать обработку меньшего или более труднодоступного дефекта. Это не позволит переместиться к реставрации соседнего зуба. Это правило распространяется как на переднюю, так и на боковую группу зубов. Для передней группы зубов существует дополнительная опасность потери из поля зрения симметрии, что приведет в конце к зубам различной ширины.

Закрытие диастемы.

Классическое закрытие диастемы является клинически самой легкой задачей. В этой ситуации зубы распределены довольно равномерно по всей длине коронки. Обычно изменение основной формы не является ни необходимым, ни желательным. Для этого путем реставрации краевой гребень зуба путем параллельного смещения перекладывается без изменения изгиба на соседний зуб или зазор. Если это смещение не происходит, и зазор просто закрывается, то форма зуба больше не соответствует изначальной, поскольку краевой гребень расположен слишком далеко от центра губной поверхности и расположен не на краю, где должен. Чтобы выполнить это параллельное смещение, композит должен быть не только нанесен проксимально, но и должен быть вытянут тонко к вестибулярной поверхности зуба. Таким образом, создается необходимый объем для укладки краевого гребня, в то время как тонко растянутый композитный материал одновременно улучшает переход цвета.

При выборе композитной массы для закрытия диастемы есть в свою очередь одно простое правило: при маленьких щелях, которые не шире чем два миллиметра, когда необходимо расширение максимально на один миллиметр на зуб, используется только лишь эмаль. Если диастема шире, чем два миллиметра, необходимо расширение более одного миллиметра на зуб, то тогда необходимо сначала применить дентиновую массу, которая затем будет покрыта эмалью.

Если бы при этих более широких щелях использовалась только эмаль, надстройки неизбежно стали бы слишком прозрачными и выглядели слишком серыми и слишком темными на темном фоне полости рта. Масса дентина также должна быть тонко нанесена на губную поверхность, чтобы уменьшить прозрачность естественной эмали. Если область естественной эмали не покрыта небольшим количеством дентина, существует риск того, что реставрация будет впоследствии иметь полосчатый рисунок. Это впечатление создается за счет изменения естественной непрозрачности (дентин зуба), за которой следует естественная прозрачность (истинная эмаль), затем непрозрачность массы дентина и, наконец, прозрачность эмали композита.

Проблема с закрытием диастемы всегда заключается в оформлении точки контакта. Даже если вы всегда сначала полностью заканчиваете реставрацию одного зуба, прежде чем начинать с соседним, обычно невозможно применить клин. Не возможно создать достаточное разделительное давление, и в то же время существует риск того, что клин деформируется в цервикальном отделе матрицы, так что тогда в реставрации остается некрасивая вмятина. Плотная точка контакта на самом деле достижима при ручной сепарации во время затвердевания.

Закрытие темного межзубного треугольника.

Хорошо, что проблема плотной точки контакта не возникает с темными межзубными треугольниками, поскольку здесь существует естественный контакт. Но, в целом, этот вид эстетической коррекции технически гораздо более сложен из-за сложного доступа к моделированию. Если темный треугольник оптически закрыт, возникает другая, эстетическая проблема: зазор, который нужно закрыть, находится в цервикальной половине. Если попытаться, что кажется очевидным, расширить соседние зубы вестибулярно в этой области, то неизбежно изменится изгиб краевых гребней до межзубной области. Однако повышенное искривление в цервикальной области автоматически приводит к прямоугольной базовой форме зуба.
Известный зубной техник Вилли Геллер из Цюриха давно нашел выход из этой дилеммы: если не удается закрыть вестибулярно треугольник без изменения формы зубов, то закрытие промежутка должно быть небным. Это такие расширения, которые устанавливаются небно и визуально замыкают темный треугольник в глубине межзубного пространства без изменения формы краевого гребня.
Эти расширения нелегко моделировать при помощи композита. Использование коффердама здесь необходимо не только для дренирования, но и для смещения межзубного сосочка за счет натяжения резины в цервикальную часть. Таким образом, появляется немного больше рабочего места, а также можно использовать поверхность коффердама для распределения там композита. Попытка придать форму этим небным расширениям с помощью матрицы обычно безуспешна, поэтому их почти всегда нужно моделировать свободно.

Вывод.

Закрытие зазоров при помощи композита на первый взгляд может показаться довольно простым: оно предъявляет высокие требования к мастерству и знаниям основных эстетических принципов лечащего врача. Быстро становится ясно, что, в отличие от других видов терапии, правильный выбор цвета здесь также важен, но не имеет первостепенного значения. Однако абсолютно необходимым является обдуманное обращение с формой краевых гребней. Упомянутые здесь «рецепты» очень полезны и, по крайней мере, помогают избежать некоторых фундаментальных проблем и ошибок.
 
Источник: немецкий журнал «zm online».


Другие статьи
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.