Конфликтные ситуации в стоматологии и факторы защиты врачей от необоснованных претензий

3 минуты
202
Конфликтные ситуации в стоматологии и факторы защиты врачей от необоснованных претензий
Статистика говорит о том, что в последние годы увеличилось количество судебных исков к стоматологам. Это никак не связано с ухудшением качества оказания стоматологических услуг, тем более что сейчас на практике применяются инновационные материалы и хорошее медицинское оборудование.

Тенденция роста количества жалоб может быть связана с появлением большого количества стоматологических клиник и кабинетов разных форм собственности. Также возбуждение гражданских исков пациентом может объясняться осознанием своих прав как субъектов правового государства.

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» пациенты стоматологических клиник имеют право на оценку качества оказанной медицинской услуги и право предъявлять претензии, если они остались недовольны качеством оказанной услуги. Чаще всего пациенты считают вправе давать качественную оценку в области ортопедической стоматологии, где есть техническая часть выполнения медицинской услуги – изготовление и установка зубного протеза.

Пациенты не всегда способны адекватно оценивать качество стоматологических услуг. Связано это с завышенными ожиданиями результатов лечения.

Условно разделить иски к стоматологическим клиникам можно по трем категориям (по материалам московского городского Бюро судебно-медицинской экспертизы):
  • 30 % дел составляют вполне обоснованные претензии пациентов к неудовлетворительному качеству лечения и врачебным ошибкам;
  • 50 % исков обусловлены объективной сложностью лечения патологий;
  • 20 % составляют дела, связанные с необоснованными претензиями пациентов, чаще всего страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Когда претензии пациентов спорны, экспертиза по искам является наиболее сложной. В таких случаях особенно остро встает характерная проблема: недобросовестно составленная и неполная документация, которая мешает объективно оценить ситуацию. Для эксперта конфликтной ситуации важно выяснить, насколько возникшее осложнение у пациента связано с врачебными ошибками.

При экспертизе должны быть четко разграничены:
  • осложнения, явно связанные с врачебными ошибками;
  • осложнения, возникшие на почве аллергических реакций или неправильных действий пациента (например, неудовлетворительный уход за протезами);
  • осложнения, связанные с халатностью лечащего врача и неправильными врачебными действиями.

Некорректное заполнение или пробелы в документах (медкартах пациента, справках и т. п.) трактуются не в пользу врача. Это может явиться весомым поводом для вынесения решений в пользу пациента.

Наиболее частые причины развития конфликтных ситуаций на почве неудовлетворенности пациентов стоматологическим лечением:
  • неудовлетворительное качество оказанной стоматологической помощи;
  • отсутствие полноценного обследования зубочелюстной системы;
  • отсутствие налаженных взаимоотношений «стоматолог - пациент» (многие доктора забывают о том, что пациент в психологическом плане является личностью);
  • неудовлетворительное информирование пациента о плане предстоящего лечения;
  • пробелы в ведении медицинской документации.

Для врачей-стоматологов важным фактором гарантий от предъявления исков и претензий является высокое качество оказания стоматологических услуг. К другим факторам защиты относятся:
  • предупреждение завышенных ожиданий пациента (полная консультация с пациентом, грамотное объяснение возможного исхода лечения, составление подробного плана лечения);
  • получение информированного согласия пациента;
  • грамотное заполнение всех медицинских документов;
  • в случае предъявленных претензий клинике необходимо организовать досудебную экспертизу.

Информирование пациента включает в себя следующие моменты:
  • составление подробного плана лечения, достоверная постановка диагноза;
  • информирование о существующих альтернативных методах лечения;
  • предупреждение о возможных рисках и осложнениях, связанных со стоматологическим лечением.

В России сейчас широко внедряется система стандартизации в здравоохранении, разрабатываются протоколы ведения больных. Такие протоколы учитывают как врачебные, так и правовые аспекты медицинской помощи (отношения врача и пациента как исполнителя и потребителя медицинских услуг, создаются специальные формы информирования пациентов). Стандартизированные протоколы в будущем помогут быстро приходить к согласию, либо сведут на нет конфликтные ситуации между пациентом и доктором.

Источник: www.stoma-expo.ru

Другие статьи
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.