Прорезывание молочных зубов у детей

Прорезывание зубов - это индивидуальный процесс. То, насколько длительным и беспокойным будет этот период, зависит от физиологических особенностей ребенка.

Прорезывание молочных зубов у детей

Содержание статьи

Зачатки постоянных зубов закладываются еще в утробе матери. С шестого месяца после рождения у ребенка начинают прорезываться первые молочные зубки, то есть появляются в полости рта. К 30 месяцам обычно оформляется весь молочный прикус - это 20 молочных зубов. Они будут с ребенком до тех пор, пока они не начнут меняться на постоянные коренные зубы. Это произойдет примерно к 6 годам. Как же понять, что у ребенка режутся зубки?

Симптомы прорезывания

Многие родители связывают диарею, рвоту или лихорадку с прорезыванием зубов. Однако ничего из этого не было должным образом доказано. Большинство этих симптомов связано с инфекцией, возникшей в то же время.

Основными симптомами, сопровождающими процесс прорезывания временных зубов, могут быть следующие проявления:

• ребенок кусает предметы и пытается тереть ими десны
  • теребит ушные раковины
  • у него наблюдается обильное слюноотделение и сосание
  • повышенная раздражительность и возбудимость
  • нарушение сна
  • меньший аппетит и интерес к твердой пище
  • повышение температуры тела
  • опухшие и воспаленные десны

Сроки и последовательность прорезывания

Первые молочные зубы обычно появляются в возрасте шести месяцев. В большинстве случаев зубы прорезываются парами. Обычно первыми появляются два центральных резца нижней челюсти. За ними, как правило, следуют два центральных верхних резца верхней челюсти. Мы составили для Вас специальную схему с порядком прорезывания зубов.

Боковые верхние и нижние резцы появляются между девятым и шестнадцатым месяцами жизни, а клыки обычно появляются до второго дня рождения. Последними появляются коренные зубы, так называемые моляры, которые обычно прорезываются примерно до трех лет.

Даже если время прорезывания зубов у всех своё, у большинства детей все двадцать молочных зубов прорезываются к трехлетнему возрасту.

Помните: прорезывание зубов - это не соревновательный вид спорта - у Вашего ребенка вырастут зубы, когда он будет к этому готов. Так что не беспокойтесь, если другие родители уже сообщают о своих первых зубах, а у Вашего ребенка еще нет и намека на первый зуб.

Полный молочный зубной ряд состоит из 20 зубов, по 5 слева и справа на верхней и нижней челюсти. Смена молочных зубов на постоянные обычно происходит в возрасте от шести до двенадцати лет.

Также стоит обратить внимание, что младенцы могут пережевывать пищу даже при помощи десен, не имея зубов. Но даже при полном комплекте молочных зубов необходимо следить за размером и консистенцией пищи, т.к. некоторые продукты могут вызвать удушье.

Задержка прорезывания молочных зубов

Когда нужно бить тревогу при отсутствии молочных зубов у ребенка? Если ребенку исполнилось 1,5 года, а у него до сих пор нет ни одного зуба, то необходимо в обязательном порядке обратиться за консультацией в стоматологическую клинику. Первые зуб должны появиться у ребенка в период с 4 до 16 месяцев.

Задачей специалиста будет определить, сформированы ли зубные единицы в челюсти ребенка, и выявить причину, по которой зубы не могут прорезаться. Для этого делается панорамный снимок, который дает возможность отличить полное отсутствие зачатка зуба от задержки в формировании и прорезывании.

Причиной задержки в прорезывании могут быть:

• заболевания матери или наследственный фактор
  • преждевременные роды
  • болезни, перенесенные в утробе матери или в младенческом возрасте
  • эндокринные заболевания
  • нехватка витаминов и минералов
  • рахит

Выше перечисленные факторы также могут вызвать еще одно нарушение - недоразвитие или неправильное формирование эмали зубов, которое еще называют гипоплазией зубов. На пораженных зубах эмаль будет отличаться наличием бороздок, ямочек, пятен и изменением цвета. Гипоплазия зубов лечится, поэтому необходимо незамедлительно обратиться к специалисту.

Чистить ли первые зубы и как ухаживать за молочными зубами?

Некоторые родители считают, что за молочными зубами не нужно так тщательно ухаживать, как за постоянными, потому что они все равно выпадают. Это ошибка, которая часто может иметь серьезные последствия для ребенка.

Молочные зубы также требуют вашего внимания и тщательного ухода с самого начала. Начинать проводить гигиену полости рта необходимо с появлением первого молочного зуба. Во-первых, каждый больной зуб, в том числе и молочный, вызывает боль. Во-вторых, молочные зубы также выполняют важные задачи: они важны не только для еды - жевание также способствует развитию челюсти и постоянного прикуса. В-третьих, если на молочных зубах есть кариес, также существует риск того, что бактерии, которые привели к кариесу, будут перенесены на постоянные зубы.

Даже первые зубы нужно чистить утром и вечером. Главной целью при проведении гигиены полости рта является жевательная поверхность зубов. С шести месяцев можно один раз в день использовать соответствующую возрасту дозу фторсодержащей зубной пасты, другой раз - зубную пасту без фтора. Со второго дня рождения фторсодержащей детской пастой чистят два раза в день. Детские стоматологи рекомендуют использовать зубную пасту с фтором при прорезывании первого зуба, поскольку было доказано, что фтор снижает риск разрушения зубов. Фторид также можно вводить в форме таблеток (обычно в сочетании с витамином D). Однако в этом случае следует использовать зубную пасту без фтора, иначе может развиться так называемый флюороз. Разовая доза зубной пасты не должна превышать рисовое зернышко для самого раннего возраста.

Зубную щетку необходимо выбирать с мягкой щетиной. Для первых зубов отлично подойдет смоченный кусочек мягкой ткани или бинтик, обмотанный вокруг пальца. Им необходимо аккуратно провести по деснам и жевательным поверхностям зубов.

Следует отметить, что сладкие напитки не подходят для бутылочек для кормления. Детям рекомендуется научиться пить из стакана как можно раньше и не привыкать к сосанию. Также рекомендуется родителям записаться на прием к детскому стоматологу, когда появляются первые молочные зубы.

Чем старше ваш ребенок, тем больше вы можете побуждать его к самостоятельной гигиене.

Как облегчить процесс прорезывания молочных зубов?

Есть несколько способов облегчить неприятные ощущения при прорезывании зубов:

• охлажденные зубные кольца, специальные грызунки или прорезыватели могут облегчить дискомфорт;
  • многим малышам в это время приятен легкий массаж десен;
  • специальные зубные гели с ромашкой и местными анестетиками могут иметь успокаивающее действие, уменьшая зуд и обеспечивая кратковременное облегчение;

Важно, чтобы малыш много пил.
Не рекомендуется давать для жевания прохладную пищу или бусы для снятия боли, так как слишком велик риск проглатывания и травм.

Кариес молочных зубов

Молочные зубы ничем не отличаются от постоянных зубов. И, даже если первые зубы все равно выпадут: кариес может причинить много боли и проблем. Дети с кариесом временных молочных зубов имеют гораздо более высокий риск развития кариеса на постоянных зубах. В результате массивного разрушения зуба может возникнуть даже лихорадка и опасные для жизни абсцессы. Также могут возникнуть ортодонтические проблемы, особенно если молочные коренные зубы потеряны рано, так как они служат заполнителями для последующих постоянных зубов.

Смена молочных зубов

Правильная гигиена полости рта для ваших детей также важна при смене зубов. Не следует пренебрегать чисткой зубов только потому, что зубы все равно скоро выпадут. В противном случае это может привести к повреждению прорезывающихся вторых зубов.

Если ваш ребенок испытывает боль при чистке промежутков между зубами, поговорите с ним о том, что чистка по-прежнему важна. Продолжайте чистить зубы, желательно мягкой зубной щеткой. Кроме того, когда прорезываются постоянные зубы, переходите на зубную пасту с большим содержанием фтора.

Понаблюдайте за зубами ребенка в возрасте 5 лет и старше, чтобы узнать, прорезываются ли уже первые коренные зубы. Зубы особенно подвержены кариесу во время прорезывания.

Дошкольный период (4-6 лет) характеризуется постепенным рассасыванием корней молочных зубов. Чем меньше остается корня, тем сильнее шатается соответствующий зуб. В связи с интенсивным ростом челюсти у дошкольника между временными зубами возникают промежутки - так называемые тремы и диастемы, обеспечивающие места в зубном ряду для более крупных постоянных зубов. К 15 годам у ребенка должно быть 28 сформированных постоянных зубов.

Молочные зубы в основном выступают в роли заменителя постоянных зубов. Поэтому они предназначены для того, чтобы в какой-то момент освободить место для вторых зубов.

Последующие зубы значительно крупнее и шире, чем маленькие узкие молочные зубы. Еще до потери молочных зубов у ребенка начинает расти челюсть. Если бы у нас не было вторых зубов, молочные зубы в конечном итоге казались бы слишком маленькими во рту и плохо выполняли свою функцию.

Примерно в то время, когда дети идут в школу, резцы молочных зубов начинают выпадать.

Как правило, этот период смены зубов проходит без каких-либо нарушений здоровья. Напротив: большинство детей с гордостью представляют свои молочные зубы и с нетерпением ждут, когда их желание исполнит «зубная фея».

Примерно к 13 годам прорезывание 28 постоянных зубов завершается; четыре оставшихся зуба, так называемые «зубы мудрости», появляются примерно в возрасте совершеннолетия; окончательный прорыв может занять некоторое время, и часто не все зубы мудрости прорезаются.