Роль психологии в стоматологической практике

5 минут
773

Невозможно лечить тело, не излечив душу!

Сократ

В последние годы заметен повышенный интерес российских специалистов работающих в сфере «человек – человек» к знаниям психологии межличностной коммуникации. Сегодня многие врачи-стоматологи пытаются раскрыть сущность психологических проблем пациента и применить специальные техники индивидуального подхода при выборе способа лечения.

Стоматологам для успешной работы недостаточно только профессиональных навыков и знаний. Как и все, кто работает в сфере «человек – человек», они поставлены перед деликатными психологическими провокациями и вызовами. Все контакты между стоматологами и пациентами помимо лечебной связи являются системой человеческих взаимоотношений. Как будут выстроены эти взаимоотношения, какую ценность они приобретут, будет зависеть не только комфортность лечения, но и его успех.

Также к образу и престижу доктора имеют прямое отношение взаимоотношения этого доктора и пациента. Важно добиться того, чтобы у пациентов возникло позитивное отношение к личности и лечебной деятельности врача. Необходимо сформировать мнение пациента о докторе как о талантливом и уважаемом специалисте и человеке. Очевидно, что стоматолог не может рассчитывать на успех в своей работе, не применив индивидуальный психологический подход к каждому конкретному пациенту. Когда врач проявляет уважение и принимает во внимание индивидуальные особенности, у пациента возникает предрасположение к сотрудничеству с таким доктором, уверенность в его профессионализме. В противоположной ситуации в лечении могут возникать проблемы и осложнения: напряжения в общении, личностный конфликт, а в конечном итоге — отказ пациента проходит лечение у такого доктора.

В итоге, пациенты хотят, чтобы их лечили сердечные, способные, уверенные и ответственные врачи-стоматологи. Если стоматолог дорожит успехом и репутацией, он не должен пренебрегать этими требованиями. Стоматолог должен уметь составить индивидуальный психологический портрет пациента с целью планирования и реализации дальнейшего лечения. Пациент — это личность с конкретной проблемой, которая решается средствами медицины. Но перед таким, чисто медицинским решением между врачом и пациентом возникает связь, которая представляет собой организованное человеческое взаимоотношение. Характер взаимоотношений влияет на содержание и результат лечения. Многие стоматологи редко учитывают факт, что пациент в психологическом плане является личностью. Причина этого в модели обучения в стоматологии и вообще в медицине. Модель сосредоточена на лечении определенных диагностических групп заболеваний, а не на личности конкретного человека. Врач ставит диагноз, не рассматривая человека как личность. Усваивание стоматологом определенных психологических знаний и умений может привести не только к увеличению прибыльности практики, но и позволит дать точную оценку индивидуального психологического состояния пациента. Что позволит наладить хорошие отношения с пациентом и заслужить его доверие. Этот подход к межличностным отношениям можно описать с точки зрения стоматологии.

Общепсихологический подход к индивидуальности человека

Индивидуальные различия людей — это факт. У человека они особенно глубоки на уровне психики. То есть мышление и поведение одного человека отличается от этих же категорий у другого человека. Не существует двух абсолютно идентичных индивидуальностей ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. В связи с этим в психологию было введено понятие интраиндивидуальность. Именно интраиндивидуальность определяет уникальность человека, его неповторимую идентичность. Конечно, нельзя пренебрегать фактом, что люди в одном или в другом могут быть похожи, но вопреки этому они все-таки сохраняют свою неповторимость. Необходимо помнить, что нет общей модели для определения индивидуальности, но существует типологическая оценка личности, а это уже специфическая психологическая задача для врача-стоматолога.

Типологический подход к индивидуальным особенностям пациента

Первичный инструмент для выявления психологических особенностей конкретной личности — это типологический подход. Сущность подхода — типологизация по качеству, характеристике, которые либо присутствуют, либо отсутствуют в человеке. Здесь нужно четко понимать, что качество, которое лежит в основе типологизации, не является единственным во всех случаях.

Самая старая типология, которая продолжает пользоваться вниманием на протяжении многих веков, основана на преобладании свойств одной из четырех жидкостей и разработана Гиппократом. Поэтому к основным типам можно отнести следующие темпераменты:

  • сангвинический (происходящий из преобладания крови);
  • флегматический (включающий преобладание флегмы);
  • холерический (при преобладании желтой желчи);
  • меланхолический (при преобладании черной желчи).

Самая известная психологическая типология базируется на таких качествах, как экстраверсия и интроверсия (Карл Юнг, 1921 год). Юнг рассматривает эти характеристики как фундаментальные альтернативные отношения, лежащие в основе человеческого опыта. Эта типология полезна для клинической стоматологической практики как первичный ориентир поведения пациента.

Для практического использования в стоматологии можно рассматривать две характеристики индивидуума: характер и личность. Характер воспринимается как генетическое образование, у которого стабильная организация и устойчивость. Личность зависит от таких факторов: социальное происхождение, образование и те качества и свойства, которые были приобретены человеком течение жизни. Существует прямая связь между личностью и энергетикой, а энергетика во всех случаях отражается на поведении человека. Например, импульсивный человек не может выдержать продолжительное наращивание уровня возбуждения, ему необходима быстрая разрядка. Это часто встречается в клинике при лечении так называемых конфликтных пациентов. Типологическая оценка личности поможет врачу-стоматологу в работе, потому что нужно не только профессионально делать «лечебную» часть работы (ставить пломбы, отбеливать зубы и т. п.), но и уметь выявлять человеческий характер, поведение, чтобы строить дружественные взаимоотношения с пациентом для успешного результата лечения.

Источник 


Другие статьи
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.