Изучением стоматологического статуса детей с врожденными и наследственными заболеваниями, имеющими проявления в состоянии зубо-челюстного аппарата, уделялось и уделяется серьезное внимание. В Москве, Екатеринбурге и др. регионах успешно функционируют Центры по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, на базе которых проводится лечение врожденных пороков развития лица и челюстей, предоставляется квалифицированная стоматологическая помощь.
Помимо врожденных пороков наблюдается прирост инвалидности у детей, который обуславливают хронические стрессы, экологические и криминогенные катаклизмы. Среди подростков 14 лет количество инвалидов возрастает практически в 2 раза по сравнению с двухлетними детьми. Основные причины: психические расстройства, бытовой и уличный травматизм, приобретенные заболевания эндокринной системы и органов дыхания.
Хотя дети-инвалиды, так же как и обычные дети, нуждаются в стоматологической помощи, в настоящее время не предусмотрены специальные условия для ее оказания. В существующих традиционных подразделениях стоматологической службы помощь по обращаемости получают глухонемые, слепые и слабовидящие дети, ставшие инвалидами в результате травм и отравлений. Условия их приема оставляют желать лучшего.
Ребенок-инвалид имеет ряд особенностей по сравнению со здоровым ребенком. Основным в нарушении состояния здоровья являются психические отклонения (63,2%), около четверти из них (27,2%) ограничены в способности самостоятельно передвигаться, из них 42,5% не имеют возможности адекватно себя вести. В независимости от тяжести инвалидности и возраста у детей-инвалидов наблюдается высокий уровень невротизации и тревожности, склонность к колебаниям настроения.
Нетрудно понять, что стоматолог сталкивается с большими проблемами при лечении детей-инвалидов. Особенно тот стоматолог, который не осведомлен и не подготовлен к работе с такими детьми.
Одна из важных задач, которую должен решить специализированный стоматолог – это предусмотреть частоту, сложность и травматичность последующих процедур. Здоровье маленького пациента и без того хрупкое. Плюс ситуация осложняется теми особенностями, которые мы перечислили выше. Ребенок-инвалид боится каждого действия. Часто стоматологу еще сложнее, потому что рядом нет помощника-ассистента, недостаточно оборудования и инструментов, специальной мебели, услуг анестезиолога.
Довольно давно (в 1993-1995 годах) проводилось клиническое стоматологическое обследование, но его результаты был неутешительны уже тогда. Из 200 детей с врожденными пороками развития ЦНС и опорно-двигательного аппарат 92% детей нуждались в лечении кариеса и его осложнений. В коррекции зубо-челюстных аномалий нуждались 59%, в помощи хирурга-стоматолога – каждый третий (36%).
В чем причины? Большинство заболеваний и их симптомы осложняют оказание стоматологической помощи в обычных условиях, поэтому больные зубы предпочитали удалять, а не лечить. Если лечение проводилось, его качество было низким: выпадали пломбы, разрушались коронки зубов, развивались осложнения.
Эти данные касаются определенной тяжелой группы детей-инвалидов, но и другие инвалиды требуют индивидуального подхода. Например, адаптация ребенка, потерявшего правую руку и вынужденного осваивать новые навыки гигиены полости рта, тоже требует нестандартных решений.
Лечение детей инвалидов связано с вовлечением их родителей, расширением показаний к проведению профессиональной гигиены полости рта и проведением профилактики кариеса.
Нужны кардинальные перемены в системе организации стоматологической лечебно-профилактической помощи детям-инвалидам, совершенствование организации планирования и повышения качества лечебно-профилактической стоматологической помощи. Необходимо подходить к этому не формально (знать, сколько таких детей в регионе), а нестандартно – иметь полную информацию о причинах инвалидизации.
Детей-инвалидов мало, но и они требуют к себе человечного подхода.
На основе статьи «О необходимости совершенствования специализированной стоматологической помощи детям-инвалидам» (авторы В.В. Корчагина, к.м.н., ассистент кафедры детской стоматологии РМАПО; Н.В. Морозовой, к.м.н., заведующая кафедрой детской стоматологии РМАПО, Главный детский стоматолог РФ), журнал «Стоматология детского и профилактика (2001 г.).
Прочитать более подробно - http://zubrenok.ru/articles/article2-page2.html