Телемедицина в России. Применима ли она к стоматологии?

4 минуты
460

В связи со сложившейся обстановкой в мире все чаще можно услышать упоминание телемедицины - это когда врач проводит прием пациента по телефону или видеосвязи. Она работает? Если посмотреть на опыт других стран, то в Америке, например, телемедицинскими продуктами пользуется 18% населения. А что же с телемедициной в России?

Телемедицина в России. Применима ли она к стоматологии?
В связи со сложившейся обстановкой в мире все чаще можно услышать упоминание телемедицины - это когда врач проводит прием пациента по телефону или видеосвязи. Она работает? Если посмотреть на опыт других стран, то в Америке, например, телемедицинскими продуктами пользуется 18% населения. А что же с телемедициной в России?

Первого января 2018 года в Российской Федерации вступил в силу закон о телемедицине, который узаконил общение врачей и пациентов в дистанционном формате. Во время обсуждения законопроекта было много сомнений и вопросов. С одной стороны, новые технологии дадут возможность получать медицинскую помощь жителям отдаленных населенных пунктов. Еще один плюс - вероятность уменьшения очередей и упрощенная система обращения к специалисту. С другой стороны, телемедицина может привести к снижению развития здравоохранения на отдаленных территориях. Врачи могут «уйти» на онлайн-консультации, отменив большую часть очных приемов. Сами власти приветствуют создание центров телемедицины, считая, что это будет новым инновационным витком в развитии медицины.

Для предоставления услуг по телемедицине в России запустили федеральную платформу. Сервис связан с порталом «Госуслуги» и использует ресурсы сети клиник «Мать и дитя». Планируется, что со следующего года платформа будет работать по всей стране. Законодательство РФ разрешило при проведении онлайн-консультаций с пациентами назначать лечение, выписывать рецептурные препараты и оформлять листок нетрудоспособности в электронном виде.

Опыт телемедицины жители России до недавнего времени могли опробовать и используя сервис Doc+, который в настоящий момент закрыт. Для пациента были возможны две опции вызова врача — на ближайшее время (врач приезжал в течение двух часов) или на вечер. Сервис работал следующим образом: оператор Doc+, как минимум фельдшер по образованию, записывал данные пациента, расспрашивал его о симптомах, чтобы убедиться, что нет необходимости вызывать скорую. Далее система направляла заявки врачам, которые находились не далее чем в пяти километрах от пациента, и оптимизировала маршруты в зависимости от пробок. Когда врач на вызов был определен, пациент на сайте или в мобильном приложении получал ссылку на его профиль, мог следить за его движением на карте или получать SMS, когда ждать врача. Пока врач в пути, можно было общаться с дежурным врачом (в чате или по телефону) или со специалистом службы поддержки.

Где прячутся подводные камни данного вида услуг. Если обращаться к опыту других стран, то в США центром телемедицинского рынка является  предприниматель-врач. В России лицензируются только клиники, т.е. квадратные метры помещения, которые наполняются оборудованием и врачами. Врач сам по себе не может вести коммерческую деятельность. В данной ситуации при возникновении претензий со стороны пациента отвечать придется клинике, а не специалисту, допустившему ошибку. Ответит ли врач за нее сполна или отделается лишь предупреждением или выговором? Удастся ли пациенту доказать вину клиники и получить компенсацию за понесенный ущерб?

Еще одна проблема телемедицины - непривычная форма приема для врачей, которая ставит их в тупик, они чувствуют свою неуверенность, а пациент вместо решения своей проблемы и уважительного подхода получает по факту неподготовленного к новой форме общения врача. Каждый раз ему приходится импровизировать и идти на риск, рекомендуя что-то или ставя диагноз.

Выход есть — это разработанные специальные протоколы онлайн-приема и обучение врачей в рамках телемедицины. Необходимо выстроить вопросы врача так, чтобы на самых первых этапах можно было установить, не является ли состояние пациента основанием для вызова скорой помощи. Врач в экстренной ситуации может посоветовать, что нужно сделать до приезда врачей. Если случай не требует экстренной помощи, то врач задает следующий ряд вопросов, который позволит понять, нужно ли пациенту посетить врача в ближайшее время. Если и этот критерий не подтверждается, то врач дает советы, как решить вопрос в домашних условиях.

Кроме этого, допуск к телемедицине должны иметь только врачи, которые прошли обучение, сдали экзамен и получили соответствующий сертификат, в будущем — государственного образца. Получение его должно означать прохождение специальной программы, которая охватывает и технические стороны телемедицины, и этические вопросы удаленного взаимодействия, и медицинские требования.

Как телемедицина применима к стоматологии: пациент теперь имея на руках результаты анализов, обследования и снимки сможет получить консультацию у специалиста, который находится в другом городе или стране. Удобна телемедицина и для проведения плановой проверки, консультации после проведенного лечения и процедуры. Само лечение, естественно необходимо будет проходить в стоматологии.

Опять таки, если смотреть на опыт продвинутой в этой области Америки, то там существует отдельная Ассоциация телестоматологов, которая занимается регулированием, пропагандой и распространением телемедицинских технологий в области стоматологии. Это синхронные видеоконсультации, асинхронные консультации, применение различных мобильных переносных устройств для диагностики, дистанционный непрерывный мониторинг состояния зубов и десен у пациентов, которые перенесли сложные вмешательства.

Сейчас телемедицине уделяется все больше внимания. К ней до сих пор много вопросов, которые, однако, можно решить, особенно если использовать опыт других стран. В России в настоящий момент можно во время онлайн-консультации провести прием и выписать рецепт, но поставить диагноз нельзя.

Автор:
Ольга Солдаткина

Другие статьи
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.