Как известно, все контакты между стоматологами и пациентами помимо лечебной связи являются системой человеческих взаимоотношений. От того, как они будут выстроены, какие характер и ценность они приобретут, будет зависеть в конечном итоге не только комфортность лечения, но и его успешность как для врача с финансовой точки зрения, так и для пациента с точки зрения обретения здоровой улыбки. Очевидно, что в выборе того или иного врача главную роль играет мнение пациента о специалисте – все хотят лечиться у уважаемых, глубоко ответственных и талантливых докторов с хорошей репутацией. Поэтому для того, чтобы пациент пришел не только на консультацию, но и остался лечиться в клинике, врачу необходимо уметь составлять психологический портрет пациента еще на первом посещении. Не секрет, что обладание врачом нужных психологических знаний может существенно повысить прибыль практики.
В первую очередь врачу необходимо усвоить, что типология и типологический подход к пациенту являются одними из самых первичных инструментов для дифференциации психологических особенностей личности, а значит, и для дальнейшего успешного сотрудничества. Для того чтобы разобраться в том, что тот или иной пациент ожидает от врача, необходимо знать основные темпераменты, которые влияют на характер человека.
Древняя типология, которая пользуется вниманием на протяжении многих веков, разработана Гиппократом.
Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой.
Меланхолики - это ранимые люди, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующие на окружающее.
Можно прийти к выводу, что с любым проявлением темперамента пациента общаться проблематично. Но, к счастью, описанные типы темперамента в чистом виде в жизни встречаются редко - чаще всего у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. Очевидным остается тот факт, что одинаковый подход, например, к холерику и меланхолику может послужить причиной отказа одного из пациентов от услуг клиники. Меланхолики и флегматики очень обидчивы, поэтому чрезмерно настойчивая продажа стоматологических услуг может их напугать. Холерики же наоборот, являются «людьми действия» и ценят решительность в окружающих. Они легко поддерживают разговор, любят поговорить о себе, своих проблемах и будут благодарны за «напор» и настойчивость врача. Легче всего работать с сангвиниками - про таких людей говорят, что они легки на подъем, с ними несложно договариваться и обсуждать план лечения. Но в любом случае для успешной практики стоматолог должен уметь применять индивидуальный подход к пациенту с любым темпераментом, чутко реагировать на любые его пожелания и учитывать свои прежние ошибки в дальнейшей работе.