Организация стоматологического приема

5 минут
375

Организация труда и профессиональных коммуникаций в стоматологии — это условия, когда команда (в первую очередь врач-стоматолог) может в полной мере реализовать свои знания и навыки на врачебном приеме.

Организация труда и профессиональных коммуникаций в стоматологии — это условия, когда команда (в первую очередь врач-стоматолог) может в полной мере реализовать свои знания и навыки на врачебном приеме.

Современная стоматология — синтез науки, искусства и ремесла, а поэтому организация рабочего пространства, его оснащение, правильное расписание работы, алгоритмы взаимодействия встают на уровень обязательных требований.

Вопросы организации стоматологической помощи всегда были в центре внимания отечественного здравоохранения. Особую актуальность они приобретали в период становления рыночных отношений. Перед владельцами клиник встала задача повысить производительность труда врачей, не увеличивая численности штата.

Использование вспомогательного персонала
Задача повышения производительности труда врача-стоматолога актуальна во всех странах мира. Ее решают несколькими способами.

Прежде всего, рабочее место стоматолога должно быть оснащено современным оборудованием, высококачественным инструментарием и т. д. Важнейшее значение придают внедрению новейших методик и технологий, позволяющих свести к минимуму неоправданные временные затраты.

Огромную роль в повышении производительности играет организация самого стоматологического приема, а также использование вспомогательного персонала. И если практически во всех стоматологических учреждениях страны врачам стоматологического профиля помогают медицинские сестры, то помощники стоматолога и гигиенисты встречаются крайне редко. Интересно, что должность ассистента стоматолога вообще не предусмотрена в номенклатуре медицинских специальностей. Обязанности ассистента исполняют медицинские сестры или врачи-интерны.

Предлагая различные варианты соотношения стоматологов и вспомогательного персонала, большинство исследователей единодушны в том, что стоматологу в его работе должен помогать как минимум один помощник, не считая зубных техников и санитарок. В то же время простое количественное увеличение вспомогательного персонала само по себе не может повысить эффективность работы стоматологов. Существует прямая зависимость эффективности работы врача от квалификации вспомогательного персонала.

В настоящее время во всем мире существует около 30 типов стоматологического вспомогательного персонала.

По характеру деятельности их можно разделить на две группы:
1. выполняющие лечебно-профилактические манипуляции в полости рта больного (Operating Dental Auxiliaries);
2. помогающие стоматологу осуществлять лечебно-профилактическую работу, но не имеющие прямого доступа к полости рта больного (Non Operating Dental Auxiliaries).

К первой относят стоматологических гигиенистов и школьных зубных сестер. Ко второй группе относят ассистентов стоматолога, прикресельных ассистентов, медицинских сестер, работающих в амбулаторных стоматологических учреждениях.

Определяющее значение вспомогательного персонала состоит в том, что он высвобождает время стоматолога на более сложные процедуры, требующие высокой квалификации. Исследования показали, что стоматологи тратят на выполнение вспомогательных манипуляций, которые можно передать медицинским сестрам, в среднем от 25 до 40 % своего рабочего времени. Это в значительной мере отражается на показателях работы стоматологических учреждений. В то же время рациональная работа вспомогательного персонала позволяет повысить производительность труда стоматологов на 40 – 60 %, по анализу большинства зарубежных публикаций.
 
Экономия времени врача
Установлено, что есть ряд манипуляций, которые могут быть оценены одинаково. К ним относят переход врача для мытья рук к умывальнику (5 с), мытье рук (30 с) и переход от умывальника к креслу (5 с). По всем остальным манипуляциям, врач тратит время только на традиционном виде приема. При этом суммарная потеря его рабочего времени на непроизводительные затраты составляет на традиционном приеме в пределах 12,3 мин., а на приеме с ассистентом — только 0,5 мин. Это немалые потери. Поэтому принцип работы «в четыре руки» выгоден и в экономическом отношении, и прежде всего с позиции сокращения неоправданных затрат времени квалифицированного врачебного персонала.

Кроме экономии времени, современный прием практически невозможно вести без ассистента, так как требования к пульпощадящему препарированию (охлаждение водяным аэрозолем), работе слюноотсосом, пылесосом, требования к инфекционному контролю, соблюдение технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, работу гуттаперчей просто невозможно выполнить полноценно без помощника.

Основы технологии стоматологического приема «в четыре руки»
Зародившись более 40 лет назад, эта технология прочно закрепилась в капиталистических странах в конце 60-х годов. Тогда вся концепция сводилась к выполнению двух основных задач:
1. повысить производительность труда без ухудшения качества;
2. снизить на этом фоне стресс и усталость стоматолога в течение рабочего дня.

Принцип работы «в четыре руки» был существенно дополнен со временем, хотя и сохранил свое историческое название. В настоящее время под ним подразумевают уже пять компонентов практики:
1. работа сидя;
2. помощь ассистентов;
3. организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка);
4. максимальное упрощение рабочих моментов на приеме;
5. профилактика инфекционных заражений.

В США был сделан ряд серьезных изучений движения тела стоматолога во время работы. Сидячая позиция врача была признана наиболее выгодной с точки зрения механики. По статистике, продолжительность  жизни дантиста, работающего сидя, на 17 % дольше того, кто работает стоя. Работая в сидячем положении, человек тратит на 27 % меньше энергии, чем при той же работе стоя. Однако не менее важно, в каком положении сидеть стоматологу и ассистенту. Отечественная же школа, начиная со студенческой скамьи, учит стоматолога работать в основном с перемещением центра тяжести тела вправо. Нарушения координации позвоночного столба приводят к изменениям не только в межпозвонковых дисках, околовертебральных мышцах, но и в нервных волокнах и внутренних органах.

Западные школы рекомендуют несколько позиций врача, ассистента и пациента. Существуют также рекомендации ВОЗ (Альтернативные системы стоматологического обслуживания, 1985 г.). Обобщающей рекомендацией служит применение горизонтальной позиции пациента. Стоматолог сидит непосредственно за головой больного в положении 8 – 12 ч. на абстрактном циферблате.

Все вышеизложенное доказывает несомненные преимущества работы врача с помощником. Нетрудно представить, какие экономические выгоды сулит внедрение данной системы в масштабах всей страны. Это может освободить врачей от неквалифицированной работы и направить их усилия на выполнение основных лечебных манипуляций.

Источник

Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Другие статьи
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.