Чтобы установить психологический контакт с ребенком, необходимый для качественного лечения, врач-стоматолог должен учитывать несколько факторов:
1. возраст ребенка;
2. стадию интеллектуального развития ребенка;
3. тип эмоционального развития ребенка;
4. темперамент ребенка;
5. тип поведения ребенка во время стоматологического приема;
6. тип родительского отношения.
Для каждого возраста характерны свои особенности психологии и восприятия окружающего мира.
Выделяют следующие возрастные периоды жизни ребенка:
- раннее детство (1 – 3 года);
- дошкольный возраст (3 – 6 лет);
- младший школьный возраст (7 – 10 лет);
- подростковый возраст (10 – 14 лет);
- ранняя юность (15 – 18 лет).
Дети от 2 до 5 лет – самые сложные пациенты. Они отказываются сотрудничать, так как еще не умеют адекватно реагировать на действия врача, не могут точно характеризовать тревожащие их ощущения и не в состоянии управлять своим поведением. Дети этого возраста ведут себя совершенно непредсказуемо, что очень часто делает стоматологическое лечение неэффективным.
Для установления психологического контакта с пациентом необходимо учитывать и стадию интеллектуального развития ребенка:
1. Сенсорно-моторный период (до 2-х лет) – дети приобретают первичные ощущения вкуса, прикосновения, сигналов, звуков и манипуляций.
2. Префункциональный период (от 2-х до 7 лет) – дети обладают способностью к интуитивному мышлению, но в большинстве случаев ощущения строятся на восприятии. Дети верят во все, что видят и слышат,
3. Конкретный операционный период (7 – 11 лет) – дети обретают способность реверсировать свои мысли и ощущения логически.
4. Формальный функциональный период (11 – 14 лет) – наступает подростковый период, начинается более высокий и богатый уровень интеллектуального развития: способность мыслить абстрактно.
Эффективное общение с ребенком или подростком требует понимания его интеллектуального развития. Одна и та же фраза «Сиди спокойно, иначе я просверлю тебе голову» может быть по-разному истолкована пациентом 4-х и 11 лет. Ребенок постарше поймет юмор, а малыш решит, что это истинное намерение врача.
В кресле стоматолога нередко оказываются дети, чье поведение отличается от общепринятых норм: агрессивные, гиперактивные, тревожные, встречаются аутичные пациенты. И к ним нужно относиться особо, учитывая специфику личности каждого.
Правила общения с «нетипичными» детьми:
- необходимо проявлять искреннее внимание к скрытым потребностям детей;
- демонстрировать модель неагрессивного поведения;
- разрешать проявлять гнев в определенных ситуациях;
- постоянно оказывать поддержку;
- формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию;
- отвлекать внимание ребенка игровыми ситуациями при назревании вспышки.
Врач также должен обращать в свою пользу и темперамент ребенка. Исследователи выделяют три основных вида темперамента:
1. Легкий темперамент. Такие дети находятся в основном в хорошем настроении. Их соматические функции нормальны и считаются стабильными, легко адаптирующимися.
2. Сложный темперамент. Этим детям нелегко адаптироваться к новой обстановке и новым людям, они имеют тенденцию уходить от новых ситуаций.
3. «Долго разогревающийся» темперамент. Это робкие дети с низким уровнем активности. Тяжело воспринимают изменения, медленно адаптируются к ситуациям.
В зависимости от отношения ребенка к врачу-стоматологу детей можно условно разделить на четыре группы:
1. Абсолютно негативное. Ребенок отказывается от лечения. Плачет, полон страха.
2. Негативное. Ребенок с неохотой принимает лечение, имеются некоторые признаки негативизма, но не столь явно выраженные.
3. Позитивное. Ребенок принимает лечение, но с настороженностью. Он выполняет требования врача.
4. Абсолютно позитивное. Хороший контакт с врачом, ребенок проявляет интерес к проводимым процедурам, смеется, радуется.
Стоматолог должен найти контакт не только с ребенком, но и с его родителями. Так как именно взрослые оказывают наибольшее влияние на установление психологического контакта.
Существуют различные типы родительского поведения:
- «игнорирующий» родитель (полностью игнорирует врачей-стоматологов и их ассистентов; оставляет своих детей самих в стоматологическом кабинете);
- «агрессивный» родитель (ведет себя вызывающе по отношению к окружающим);
- «обиженный» родитель (обижен на всех врачей);
- «пластилиновый» родитель (во время приема поведение такого родителя меняется несколько раз);
- «морализирующий» родитель (никому не доверяет);
- «позирующий» родитель (во время стоматологического приема принимает черты вышеперечисленных типов родителей);
- «рефлексирующий» родитель (с пониманием и участием относится к лечению ребенка).
Позитивные поведенческие реакции у детей и подростков стимулируют следующие условия:
1. Сотрудники клиники настроены только позитивно и передают хорошие эмоции ребенку.
2. Используются визуальные отвлекающие инструменты: мультфильмы, яркие ролики, музыкальные клипы и т. д.
3. В комнате ожидания присутствуют соответствующие возрасту предметы (безопасные игрушки, журналы).
4. У врача есть игрушки для маленьких детей и подарки для поощрения.
5. Врач встречает ребенка в комнате ожидания без перчаток и маски.
6. Процедуры распределяются, основываясь на том, как пациент их воспринимает.
7. Родителям предоставляется исчерпывающая информация о лечении.
Вышеизложенная информация позволит спрогнозировать поведение ребенка в кресле стоматолога. Но как поведет себя малыш в реальности, предугадать не может никто.