Ортодонтия в стоматологии

Ортодонтия в стоматологии
Если Вы видите в зеркале неровные зубы, щели между зубами, у Вас есть асимметрия в лице, улыбке или неправильный прикус, то следует записаться на консультацию к врачу - ортодонту.

Что такое ортодонтия? И чем занимается стоматолог-ортодонт?

Ортодонтия – это направление в современной стоматологии, которое занимается диагностикой и лечением, а также профилактикой аномалий зубов и челюстей. Специалист, работающий с этими проблемами, называется стоматолог – ортодонт.

Ортодонт – это стоматолог, который после успешного завершения учебы на медицинском факультете должен пройти двухлетнюю ординатуру и аккредитацию.

Главной задачей ортодонта является исправление и восстановление функциональной проблемы, лишь после этого - эстетической. Функциональные проблемы – это когда пациент не может прожевывать пищу, испытывает болезненные ощущения в мышцах и суставах челюсти, у него происходит сильное истирание зубов из-за их неправильного расположения в ротовой полости.

Кроме того, ортодонт занимается проблемами нарушенного дыхания, связанного с дефектами челюстей, нарушениями речи и жевания, помогает восполнить утрату молочных или потерянных зубов. В задачи врача входит также изучение причин зубных аномалий, профилактика возникновения патологических изменений зубов и челюстей.

Только при таком длительном обучении и практике ортодонт может распознавать и лечить дефекты прикуса и зубочелюстные аномалии у маленьких и взрослых пациентов на ранней стадии, проводить терапию, правильно реагировать в случае неблагоприятной реакции тканей и, прежде всего, добиваться необходимого результата лечения.

Почему важно проводить ортодонтическое лечение?

Ортодонтическое лечение необходимо проводить не только из эстетических соображений. Эстетические проблемы с зубами, действительно, осложняют личное и деловое общение, но главная опасность в том, что неправильный прикус – причина многих заболеваний, и чтобы их избежать необходимо восстановить правильное функционирование жевательного аппарата.

К чему могут привести ортодонтические проблемы:
  • неправильно распределенная жевательная нагрузка ускоряет стираемость зубов
  • нарушается работа височно-нижнечелюстного сустава, что ведёт к частыми головными болями
  • проблемы с речью, дикцией
  • из-за недостаточного измельчения пищи развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта
  • аномалии прикуса могут привести к неправильной осанке
  • нарушение дыхания, лор-заболевания
  • нарушение гигиены полости рта, так как плотно расположенные или гнездящиеся зубы трудно чистить. При выступающих резцах, когда рот не может закрываться полностью - слизистые пересыхают, затрудняется и самоочищающая функция слюны. А плохо очищенные зубы более подвержены кариесу. Образование зубных отложений (налета) считается причиной сильного воспаления десен (гингивит) и периодонта (периодонтит). Зубы мудрости также часто приводят к смещению передних зубов, выдвигая их вперед, что приводит к неправильному прикусу.
  • ночной скрежет зубами/бруксизм может привести к потере зубного вещества с потерей высоты прикуса – зубы становятся все короче и короче.
  • дисфункция ВНЧС, которая вызывает боль в голове, челюсти, лице, плече и спине. Само заболевание возникает из-за того, что мышцы пытаются приспособиться к смещениям зубов или компенсировать изменения. Если это уже невозможно, возникает массивное напряжение жевательных, мимических и головных мышц с перегрузкой или компрессией челюстных суставов.

Современные методы лечения

В ортодонтии различают ортодонтическое лечение зубов у детей и подростков, а также у взрослых. Используются при этом различные техники и приспособления.

Выделяют следующие способы ортодонтического лечения:

1. Хирургический. Экстремальные аномалии челюстных костей, такие как выступающая вперед или слишком большая нижняя челюсть, а также расщелина губы и неба у младенцев часто корректируются хирургическим путем – обычно в сочетании с ортодонтическим лечением.

2. Аппаратный. Метод лечения, при котором для коррекции дефектов используются ортодонтические конструкции.

3. Комбинированный. Когда для проведения аппаратного лечения сначала необходимо хирургическое вмешательство. Часто, например, перед установкой брекет-системы специалист может посоветовать удалить зуб мудрости.

По методу фиксации в полости рта ортодонтические аппараты делятся на съемные и несъемные.

Виды ортодонтических конструкций:
  • Брекеты или брекет-системы. Они относятся к несъемным ортодонтическим конструкциям и могут выполняться из различных материалов (металлические, керамические, пластиковые). Брекеты могут устанавливаться как с внешней, так и с внутренней стороны челюсти. Так лингвальные устанавливают на внутреннюю сторону зубов, но этот способ эффективен не при всех проблемах. Здесь необходима консультация специалиста.
  • Пластинки. Используются для коррекции зубных аномалий в детской ортодонтии.
  • Элайнеры. Это прозрачные ортодонтические капы для исправления прикуса. Но они подходят не для всех проблем. Они могут исправить легкие и средние случаи нарушений.

Два последних вида конструкций относятся к съемным видам.

Используемые устройства должны приводить к желаемому положению зубов или челюстей с легким давлением, что часто может занять много месяцев или даже несколько лет.

Необходимым условием успешного ортодонтического лечения является детальное эстетическое и функциональное планирование лечения, а также функциональный анализ, регулярные контрольные осмотры в стоматологической клинике и содействие пациента посредством тщательной гигиены зубов и полости рта.

В начале процесса лечения может быть небольшая боль при надавливании в области челюсти. Эти неприятные ощущения проходят через несколько дней. Многие пациенты считают ортодонтическое лечение совершенно безболезненным.

Детская ортодонтия

Если у взрослых пациентов ортодонту необходимо решать уже сложившуюся и неизменную ситуацию с зубами, то к лечению аномалий прикуса у детей есть два подхода:

• раннее лечение (на съемной и несъемной ортодонтической технике)
  • ждать подросткового возраста и корректировать прикус брекет-системой

Для своевременной диагностики и корректировки причины, мешающей нормальному развитию зубочелюстной системы ребенка необходимо проходить регулярные осмотры, начиная с 5–7 лет, когда начинается смена молочных зубов на коренные (сменный прикус).

Начало ортодонтического лечения в этот период направленно на создание дополнительного места в зубном ряду, чтобы вместить все постоянные зубы, а также для нормализации положения зубов.

Поздней, вероятней всего, потребуется второй этап ортодонтического лечения с использованием брекет-систем или элайнеров.

Оптимальный вариант — использование пластинок и трейнеров с 7-9 лет. Они не повредят зубы и при этом помогут не усугубить ситуацию. Полноценные брекет-системы рекомендуют ставить после прорезывания вторых моляров, обычно в 12-14 лет.

На формирование неправильного прикуса у ребёнка может влиять искусственное вскармливание, сосание пустышек, вредные привычки, ранняя потеря молочных зубов и т.д.

Ортодонтическая профилактика

1. Стоматологические мероприятия, направленные на предотвращение изменения положения зубов и аномалии прикуса на ранней стадии. Например, молочные зубы – это «заполнители» для постоянных зубов, и их необходимо сохранять до их смены на постоянные.

2. Стоматолог может выявить зубочелюстные аномалии на ранних сроках, особенно это касается юных пациентов. Поэтому не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами стоматологом.

3. Необходимо бороться с детскими привычками, способствующими смещению положения зубов или челюстей. Это: сосание пальца, кусание ногтей.