Во времена перестройки в одной только Москве было закрыто около 40% действующих школьных стоматологических кабинетов и практически загублен достаточно богатый опыт по организации школьной стоматологии. Безусловно, имеет место такая проблема, как недостаточная финансовая поддержка со стороны государства. На протяжении десятков лет существуют достаточно высокие показатели распространенности и интенсивности кариеса, заболеваний пародонта у населения нашей страны, в том числе у детей школьного возраста. Работу стоматологических кабинетов в школе значительно усложняет и существующий уровень организации работы школьного стоматолога (миграция из школы в школу, исследование качества работы каждого предыдущего стоматолога и т.д.) и недостаточное оснащение многих кабинетов. Но может ли это быть основанием полного отказа родителей от стоматологического осмотра их ребенка в школе?
Существуют конкретные подтверждения высокой эффективности действующих с 1986 года стоматологических образовательных программ для детей, проведения систематических профилактических осмотров и снижения интенсивности кариеса у детей. Участие в лечебно-профилактической школьной программе способствует снижению распространенности и интенсивности кариеса зубов и его осложнений, вырабатывает у детей навыки регулярного посещения врача и личной заботы о здоровье полости рта. Именно поэтому школьный стоматологический кабинет является оптимальной формой организации стоматологической помощи детям.
Необходимость школьной стоматологической службы подтверждается и результатами социологического исследования. Ежегодно более 95%; школьников, обеспеченных школьными стоматологическими кабинетами данной службой, проходят стоматологическое обследование. В том, что школьная стоматология необходима, уверены 94% детских стоматологов, 100% школьных педагогов, 66: старшеклассников школ, в которых работают такие кабинеты. Подтверждено, что уровень здоровья был лучше у подростков, обеспеченных школьными стоматологами. Они на 30% чаще имели здоровые зубы, в 1,5 раза правильнее ухаживали за полостью рта, на 70%; чаще посещали стоматолога, на 25&% реже отмечали кровоточивость десен и запах изо рта, а потребность в лечении кариеса была в 1,7 раза меньше, чем у старшеклассников, не имеющих в школе такого кабинета.
Почему же существуют письменные отказы родителей от посещения школьного стоматолога? Несколько лет назад этот факт обуславливался тем, что родителей пугало отсутствие импортных обезболивающих препаратов и пломбировочных материалов, и они предпочитали платную стоматологию. Однако сегодняшние стоматологические кабинеты имеют в своем "арсенале" и лучшие анестетики, и разнообразные материалы. Многие московские школьные стоматологические кабинеты оборудованы даже лучше, чем кабинеты в поликлиниках. Большую пользу приносят беседы и уроки гигиены в младших классах. А тот факт, что в школьный кабинет стоматолога, в отличие от поликлиники, дети идут добровольно и ждут своей очереди не по одному, а рядом с друзьями, делает такую стоматологию гораздо менее «жуткой».
Конечно же, выбор - соглашаться на стоматологический осмотр в школе или нет — остается всегда за родителями. Однако, как подсказывает здравый смысл, прежде чем под влиянием множественных мифов отказаться от возможности регулярного осмотра школьным стоматологом, лучше все-таки навести справки о качестве работы кабинета и конкретного врача. И, может быть, окажется, что наблюдаться у стоматолога в школе гораздо удобнее и лучше. Хотя бы потому, что осмотр будет систематическим, а врач с годами становится «своим».