Болонья: здравствуй и прощай

19 минут
353

Дружба дружбой, а деньги - врозь

Прошедший в конце 2007 г. в Москве Российский медицинский форум уделил значительное внимание вопросам медицинского образования. Одной из главных задач Форума было, образно говоря, нарисовать портрет идеального российского врача начала XXI века, а также дать возможность медицинскому сообществу обсудить опыт внедрения наиболее значимых достижений науки и инноваций в процесс подготовки специалистов и организаторов здравоохранения.

Накануне события Президент МГМСУ академик РАМН, профессор Н.Д. Ющук охарактеризовал ситуацию в области реформирования системы подготовки медицинских кадров следующими словами: "Сейчас стало более или менее понятно, в чем именно состоит суть грядущих новаций. Но как видят это руководители медучреждений никто не знает(!)".

Дополнительным подтверждением столь грустного вывода нашего мудрого наставника стал тот факт, что к конференции "Проблемы образования и специализации в стоматологии", проходившей под представительством ректора МГМСУ профессора О.О. Янушевича, руководители стоматологических ЛПУ интереса не проявили. Сей факт весьма печален. Ведь как нельзя полноценно воспитать ребёнка силами школы, но без семьи, так же невозможно подготовить хорошего врача, не развивая связей учебного процесса с медицинскими учреждениями, не обеспечивая постоянной возможности проецировать получаемые знания на реальную жизнь.

Но не только это обстоятельство делает безальтернативным тесное взаимодействие вузов и ЛПУ в вопросах подготовки кадров. Медицинские учреждения в современных условиях также могут стать эффективными финансовыми донорами инновационных образовательных проектов, о которых много говорилось на форуме.

Отечественное здравоохранение претерпевает модернизацию. Концепция нынешних и грядущей изменений обстоятельно изложена в Докладе Президиума Госсовета РФ "О повышении доступности и качества медицинской помощи" (Пенза, 2005 г.). Существенным элементом перестройки явится создание в здравоохранении конкурентной среды, что позволит адресно размещать в более успешных ЛПУ средства страховой медицины и инвестиции. В упомянутом документе также изложены новые требования к кадрам здравоохранения и пути их подготовки.

Однако в этих самых условиях "конкурентной среды" уже два десятилетия работают тысячи врачей-стоматологов и сотни частных стоматологических клиник и кабинетов. Приобретённый ими опыт (в т.ч. в вопросах подготовки кадров) весьма ценен и для тех, кто уже трудится в стоматологическом комплексе, и для тех, кто готовится прийти им на смену.

В крупных мегаполисах объемы медицинской помощи, оказываемой населению государственными и негосударственными стоматологическими учреждениями уже сопоставимы. А в целом по стране, по мнению академика РАМН В.К.Леонтьева, частные стоматологи оказывают не менее четверти объема стоматологических услуг. Из этого следует важный вывод - сектор частной стоматологии способен формировать и оплачивать соразмерный с государственным свой корпоративный заказ на врачей-стоматологов и специалистов, работающих в этом бизнесе. Но он не спешит расстаться со своими деньгами по ряду причин.

Начну с отвлечённого примера. Вы хотите обустроить помещение кухни - установить новую мебель, оснастить оборудованием. Что бы вы предпочли в этой ситуации - объезжать массу магазинов и самостоятельно комплектовать кухню мебелью, приборами, мучительно подбирая цвета, размеры, или пригласить специалистов по оборудованию кухонь, вместе с ними разработать проект и получить то, что безукоризненно соответствует вашему замыслу и вкусу?

Смею предположить, что большинство проголосует за второй вариант, несмотря на то, что он будет дороже.

В описанном примере мы, частные клиники, видели бы себя теми самыми заказчиками новой кухни, а стоматфакультеты теми, кто имеет опыт её обустройства. Но вот ведь в чём заковырка - сегодня мы лишены возможности соучаствовать в разработке и реализации проекта. Всё это есть следствие того, что как и в большинстве экономических отраслей, в кадровой сфере у нас ещё не сформировался рынок потребителя, а продолжает главенствовать рынок производителя. Стоматологические факультеты предлагают клиникам свою продукцию - подготовленных ими выпускников. Поскольку факультеты работают по так называемым ГОСам (Государственным образовательным стандартам), а создаются они Учебно-методическими объединениями, весьма условно связанными с работодателями, постольку ГОСы остаются, как говорит ректор Института проблем образовательной политики Александр Адамский, "плодом воображения методистов".

Говорить о прочно сложившемся альянсе стоматологического образования, науки и практики пока не приходится. Утверждая это, я далёк от намерения бросать камень в чью-либо сторону, этим можно лишь расколоть хрупкую стеклянную крышу, под которой мы все вместе находимся. У нас есть общий дом - Стоматологическая Ассоциация России, в стенах которой мы и должны договариваться и эволюционным путём стремиться улучшить ситуацию.

По моему мнению, большинство объединений стоматологов сами явно недостаточно трудятся на укрепление связей работодателей и высшей школы. Создаётся устойчивое впечатление, что венцом работы в этом направлении считается региональная конференция с громким названием "Новейшие технологии в стоматологии", с президиумом из профессоров и практикующими врачами-стоматологами в зале.

Ещё хуже обстоит дело в среде частных стоматологов. В России какие-либо реально работающие их объединения практически отсутствуют. Сомневающихся отправляю к объемному труду Агентства "Росбизнесконсалтинг", исследовавшего в 2006г. ситуацию с общественными и некоммерческими врачебными объединениями на пространстве нашей страны.

Даже многие члены Секции частной стоматологии СтАР поучаствовав в её деятельности, обогатившись знаниями, связями, употребляют это лишь на развитие собственного бизнеса, ни йоты времени не тратят в своём регионе ни на передачу накопленного опыта, ни на создание работоспособного сообщества.

Почему я, размышляя о подготовке врачей, в который раз заостряю внимание на вопросе создания эффективных региональных объединений стоматологов? Прежде всего потому, что об огромной роли профессиональных врачебных ассоциаций в разработке и реализации кадровой политики говорит опыт западных коллег и на сегодня никаких эффективных альтернатив никем не предложено. Ради исторической правды следует сказать, что в эпоху развитого социализма для нас было обычной нормой тесное взаимодействие школы, в т.ч. высшей, с реальной трудовой деятельностью.

Первый съезд частных стоматологов России, прошедший осенью 2006г. в Москве по инициативе Секции частной стоматологии СтАР, со всей убедительностью показал, что период индивидуального успешного бизнеса в стоматологии завершился. Перед нами всё более остро встают глобальные вопросы подготовки кадров, комплексной компьютеризации, внедрения современных дорогостоящих технологий, эффективного управления. Масштаб их осмысления и решения под силу лишь широко образованным людям, соединённым в творческие коллективы.

Стоматологи должны быть с зубами

Не навязывая читателям ни своей точки зрения, ни используемые нами подходы в работе по усилению кадрового потенциала клиник Ассоциации, расскажем о некоторых скромных результатах нашей 10-летней деятельности.

Наш опыт - это опыт внедрения рекомендаций специалистов в области подготовки высококвалифицированных кадров, это опыт выбора оптимального пути при минимуме стартового капитала. Не всё шло гладко, но мы никогда не унывали в своих исканиях, потому что хорошо усвоили изречение одного мудрого человека - 99% знают лишь как должно быть, но только 1% знает как это сделать. Коллективный разум постоянно помогал и помогает нам определять верный вектор движения вперёд.

Руководствуясь главным предназначением ассоциаций, определённом в федеральном законодательстве - защищать права и интересы участников и памятуя о том, что знание - сила - мы прежде всего направили усилия на то, чтобы вооружить наших руководителей недостающими знаниями, которые нужны в плавании под названием бизнес и которых явно не хватало выпускникам стоматологических факультетов - право, экономика, управление персоналом и т. д.

Нашим первым учителем и партнёром в постижении юридических премудростей врачевания стал яркий педагог и учёный, создатель первой в России Кафедры медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, член-корреспондент РАМН, проф. Ю.Д.Сергеев. На её базе проходили первые семинары. Затем при участии Ассоциации была создана Национальная Ассоциация медицинского права и родилась программа второго высшего юридического образования со специализацией "Медицинское право", а в ноябре 2001г. состоялся первый выпуск - 8 представителей стоматологического бизнеса получили диплом юриста.

В последующие годы наше сотрудничество крепло, обогащалось новыми формами. Руководители клиник Ассоциации стали принимать участие в Национальных конгрессах по медицинскому праву, мы провели два Всероссийских совещания по правовым проблемам стоматологической практики (в гг. Серпухов и Иваново).

Наличие в рядах Ассоциации врачей-стоматологов с юридическим образованием позволило нам создать пока ещё редкий в условиях России Третейский суд, наладить внутри нашего объединения проведение юридических консультаций. В сентябре-ноябре 2007 года перед директорами и главными врачами клиник Ассоциации с авторским курсом "Медицинское право в стоматологической практике" выступил её вице-президент, врач-стоматолог и юрист Б.В. Кашко.

Высокий потенциал юридических знаний, накопленных в Ассоциации, позволил нам несколько лет назад совместно с ФПКС МГМСУ (декан проф. Э.М.Кузьмина), при активном участии проф. А.Ю.Малого, одними из первых в России создать и провести несколько циклов "Основы деятельности врачей-стоматологов в области вневедомственного контроля качества (экспертизы) медицинской помощи населению РФ", заложив таким образом основу подготовки экспертов.

В багаже стоматологов, создающих собственный бизнес или руководящих ЛПУ, должны находиться добротные знания вопросов управления, экономики, финансов.

Было весьма сложно найти на этом направлении квалифицированного партнёра, способного к тому же глубоко разбираться в стоматологии как в сфере производственно-хозяйственной деятельности.

Конечно, наши первые взоры были обращены на Кафедры общественного здоровья и здравоохранения. Но в своём нынешнем виде они существенно подотстали от реалий времени. Я думаю, прежде всего потому, что продолжали вариться в собственном соку, не изучали запросы работодателей нового поколения. Одно из доказательств этого - отсутствие в последние годы и кандидатских и докторских диссертаций по вопросам организации современной стоматологической практики, получивших сколько-нибудь широкую известность и признание в среде частного стоматологического бизнеса.

Однако я уверен, что эти Кафедры обладают большим нереализованным потенциалом и при тесном взаимодействии с работодателями могут стать в регионах центрами деловой подготовки современных руководителей стоматологических учреждений.

Как известно, природа не терпит пустоты. Если конструктивный диалог между упомянутыми выше сторонами будет откладываться, то пространство будет заполняться так называемыми консалтинговыми фирмами, паразитирующими на жажде руководителей клиник к знаниям и ловко использующими их неосведомлённость о существе вопроса.

Давайте вспомним как по стоматологической России разъезжала фирма "Старлинг", исповедующая идеи школы Хаббарда. Или сегодняшний Центр практической психологии и менеджмента "Новое движение", в визитной карточке которого, опубликованной в журнале "Экономика и менеджмент в стоматологии" (№1 за 2005г.) говорится, что он обучает "быстро просчитывать оппонента и умело мотивировать его, успешно используя манипуляционные технологии". Оставляю без комментария.

Важным событием в жизни Ассоциации стало установление связей с открытым в 2004 году Экономическим факультетом МГМСУ (декан проф. И.В. Подпорина). Модель сотрудничества Ассоциации и Факультета (в рамках Соглашения между Университетом и Ассоциацией) является для нас на сегодня добротным опытом взаимодействия кузницы кадров и работодателя.

Представители Факультета и Ассоциации регулярно в формате "круглого стола" обмениваются мнениями по содержанию учебных программ. Ассоциация рекомендовала Факультету в качестве преподавателей опытных директоров частных клиник, сотрудников наших организаций-партнёров.

Мы участвуем в проведении студенческих олимпиад, готовимся принять студентов в клиниках для подготовки ими курсовых работ. Состоялся весьма удачный опыт проведения первой совместной научно-практической конференции "Конкурентоспособность стоматологических услуг". Мы являемся площадкой для подготовки и апробации диссертаций. Руководители и гл. врачи клиник обрели возможность получить второе высшее образование в области экономики и управления в здравоохранении.

Данное сотрудничество создаёт для нас, как работодателей, весьма хорошую перспективу комплектования выпускниками Факультета служб менеджмента в клиниках Ассоциации. Сегодня мы рассматриваем возможность создания в перспективе совместного Учебно-консультационного центра для нужд всех стоматологов России.

Университеты Ассоциации

Центральной фигурой стоматологической практики был, есть и будет врач-стоматолог. Каждый работодатель, в первую очередь, озабочен повышением уровня профессионального мастерства работающих у него врачей, возможностями найти нужного квалифицированного специалиста на рынке труда, способностью клиники оперативно внедрять в лечебный процесс различные новации. Поэтому одной из главных задач Ассоциации являлось создание эффективных механизмов решения обозначенных проблем. Требовалось также развить инициативу самих участников Ассоциации, привлечь их к активной работе по воспитанию и обучению врачей, среднего медперсонала.

Ещё раз подчеркну, что реализовать столь масштабные планы по силам только объединению.

Профессиональная подготовка кадров, работающих сегодня в стоматологии, к сожалению, далека от идеала и требует доработки и непрерывного обучения в условиях действующих ЛПУ.

По данным главного стоматолога г.Москвы проф. Ю.М. Максимовского с 1996 г. число судебных исков пациентов к стоматологам возросло в 30 раз, в проверенных частных клиниках у каждого 3-его пациента диагноз не был обоснован.

В журнале "Стоматолог" №12 за 2006г. проф. Е.В.Боровский пишет: "Немногие стоматфакультеты имеют достаточную клиническую базу. На ряде факультетов студент за период обучения с 3 по 5 курсы принимает всего 8-12 человек. Это - беда для специалиста". Мэтр отечественной стоматологии видит одну из причин слабой подготовки врачей-стоматологов в сложившейся "практике" отстранения заказчиков специалистов от участия как в самом процессе обучения, так и в оценке качества подготовки врачей.

Таким образом, одной из задач Ассоциации являлось и является налаживание и развитие плодотворных отношений между представителями науки, высшей школы и работодателями.

По прошествии 10 лет могу утверждать, что в столице идёт медленный, но устойчивый процесс укрепления связей и взаимодействия Ассоциации, учебных и научных центров в работе по подготовке кадров, реализуется целый ряд проектов. В 2004г. наши сложившиеся к тому времени отношения с МГМСУ и ЦНИИС и ЧЛХ были оформлены в Соглашения о сотрудничестве. Их масштабным воплощением стали совместно проведённые Всероссийские научно-практические конференции: в 2006г. - "Управление качеством в стоматологии", в 2007г. - "Информационно-компьютерные технологии в стоматологии". В настоящее время ректор МГМСУ, проф. О.О. Янушевич и директор ЦНИИС и ЧЛХ, проф. А.А. Кулаков дали согласие на подготовку трёхстороннего Соглашения между Университетом, Институтом и Ассоциацией. Полагаю, что его можно было бы наполнить новыми идеями и проектами, отражающими дух времени перемен. Стоит подумать об организации полноценной практики студентов и обучении интернов на базе ведущих частных клиник; о создании на платном отделении стоматфакультета группы кадрового резерва, комплектуемой участниками Ассоциации, учебный процесс в которой проходил бы под особым вниманием и при участии наших клиник; о включении наших врачей в систему международного обмена опытом, зарубежных стажировок и т.д.

Но всё это сегодня. А начинали мы с формирования института официальных констультантов Ассоциации, войти в состав которого дали согласие многие известные российские стоматологи. Мы руководствовались естественным стремлением врачей общаться с авторитетнейшими специалистами не через трибуну конференции, а в живой рабочей атмосфере кафедр, учебных центров и клиник. Подобные контакты имели самые благотворные результаты и для педагогов и для практиков.

В 2005 г. совместно с руководством стоматфакультета МГМСУ (декан проф. Г.М. Барер) силами Ассоциации и её партнёрских организаций для пятикурсников был проведён 4-х дневный цикл "Частная стоматологическая практика: актуальные юридические, экономические и управленческие вопросы ее реализации".

Для нас это был первый опыт вхождения профессиональной ассоциации в студенческую среду. Затем последовали деловые контакты со стоматфакультетом ММА им. И.М.Сеченова (декан проф. И.М.Макеева), с Обществом молодых учёных МГМСУ. Недавно мы приняли участие в учреждении Клуба молодых врачей-стоматологов ЦНИИС и ЧЛХ, сотрудничество с которым также намерены развивать.

Вот уже несколько лет мы готовим для наших врачей подробную информацию на предстоящий квартал о важнейших симпозиумах, конференциях, проходящих в Москве. Благодаря Соглашению с ЦНИИС и ЧЛХ наши врачи получили доступ на семинары, проводимые в Институте для аспирантов и молодых специалистов.

Мы инициируем проведение торговыми фирмами мастер-классов, презентаций новых материалов, технологий, оборудования, которые они ввозят на российский рынок. Ведь новации в неумелых руках есть источник врачебных ошибок. По данным проф. Г.А. Пашиняна, председателя Всероссийского общества врачей-экспертов, лишь 3% врачей реально проходят специализацию по новым технологиям.

Представляется, что преподаватели и специалисты стоматфакультетов могли бы здорово помочь торговым фирмам в продвижении на наш рынок полезных новаций, выступив в роли экспертов и консультантов. Результатом этого стало бы, прежде всего, овладение значительным числом врачей новыми приёмами и навыками лечения и, как следствие, повышение качества оказываемых стоматологических услуг.

Хорошо известно, что подготовка классного стоматолога требует создания условий для приобретения и закрепления им мануальных навыков врачевания. Поэтому наши врачи с большой заинтересованностью обучаются в оборудованных фантомами и новейшей техникой аудиториях фирм "БиоСан", TBI, стажируются в Центре пародонтологии ЦНИИС и ЧЛХ у проф. А.И. Грудянова и т.д.

Стоматфакультетам и объединениям стоматологов следует совместно изучать конъюнктуру спроса врачей-стоматологов на новые знания и создавать, когда это признано целесообразным, коммерческие обучающие центры. Для контроля за качеством преподавания в подобных центрах СтАР следует разработать механизм их аккредитации. Совершенно очевидно, что отдельно взятые клиники ни интеллектуально, ни материально такую программу не потянут. Да и можно ли себе представить эффективное взаимодействие стоматфакультета с несколькими десятками разрозненных клиник?

Когда работа Ассоциации с врачами приняла масштабный характер, нам потребовался специальный инструмент для её регулирования. Был создан Совет главных врачей (СГВ), которому Ассоциация делегировала полномочия по формированию и реализации политики непрерывного профессионального роста врачей-стоматологов и среднего медперсонала. Внутри Совета были образованы секции по специализациям, по работе со средним медперсоналом, по взаимодействию с органами Роспотребнадзора и т.д.

Изучая мнение и пожелания врачей Совет формирует планы работы. В его ближайшей перспективе проведение семинара и практических занятий в клиниках по теме "Организация и оказание помощи при неотложных состояниях" под общим руководством проф. С.А.Рабиновича; семинар "Цифровая фотография в стоматологии" на базе Кафедры медицинской информатики МГМСУ; лекция "Деонтологическая модель врачебной этики" проф. И.В. Силуяновой, зав.каф. биомедицинской этики РГМУ и т.д.

Огромный интерес вызывает у главных врачей обмен практическим опытом в формате "круглого стола". В памяти недавнее проведение заседания по теме "Какая клиника вправе именоваться современной", сопредседателями которого были проректор МГМСУ проф. С.А.Рабинович и председатель СГВ к.м.н., стоматолог, юрист Н.В. Рупасова. В мероприятии участвовали проф. МГМСУ А.Ю.Малый, зам.директора ЦНИИС и ЧЛХ, проф. В.Т.Шестаков, представители страховых медицинских компаний.

На базе клиники "Новодента+", возглавляемой двумя талантливыми стоматологами, кандидатами медицинских наук В.И.Макаревич и И.А. Пасевич, был проведён "круглый стол" "Опыт работы главного врача частной стоматологической клиники".

Клиника св.Варвары поделилась опытом внедрения комплексного подхода в организации лечебного процесса, который создавался в содружестве с израильскими стоматологами.

По итогам "круглых столов" формируются рабочие группы, которые дорабатывают озвученный на встречах опыт до внутренних регламентов Ассоциации. В ближайшей перспективе они лягут в основу сертификации клиник по международным стандартам ИСО, а сегодня помогают руководителям увидеть потенциальные резервы улучшения качества стоматологических услуг.

Имеем желание, не имеем возможностей

На мой взгляд, ближайшее развитие отношений высшей школы и работодателей в здравоохранении будет находиться под влиянием двух важных процессов.

Первый - это формирование в России т.н. гражданского общества, деятельными участниками которого призваны быть профессиональные объединения.

Второй - всё большее участие России в глобальных проектах, таких как вступление в ВТО, присоединение к Болонскому процессу.

Следует признать, что на обоих направлениях наше сообщество стоматологов здорово подотстало от своих западных коллег.

Принятые в 1993 г. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" делегировали медицинским ассоциациям колоссальные полномочия.

За ними было закреплено участие в лицензировании, сертификации, контроле качества оказания медицинской помощи и т.д. Однако ассоциации стоматологов все прошедшие годы, к сожалению, не спешили воспользоваться столь благодатными дарами законодателей, не наработали опыт лоббистской деятельности, не научились эффективно отстаивать интересы работодателей.

Взять хотя бы сертификацию. Закон уполномочивал этим заниматься ассоциации. А что получилось в жизни? Работодатель в лице ассоциаций вообще отошёл от этой деятельности, отдав инициативу факультетам повышения квалификации врачей. Во что это превратилось для врачей? В платную услугу "Сертификат почтой". По мнению Руководителя Росздрава академика РАМН Ю.Н. Беленкова "подготовка раз в пять лет - у нас до сих пор самая архаичная".

При отсутствии на рынке трудовых ресурсов стоматологических ассоциаций как крупных потенциальных заказчиков на выпускников стоматфакультетов, последние обучают их по своему разумению да к тому же в условиях скудного финансирования. Результат печален. По оценкам аналитического агентства "Левада-Центр" 38% бывших студентов нуждается в переучивании при поступлении на работу.

Как пишет проф. Е.В. Боровский "Ныне существующая практика, что качество подготовки кадров доступно только институтам - ошибочна. Только независимые представители, организаторы стоматологической службы, практически являющиеся заказчиками специалистов, должны давать объективную оценку качества подготовки врачей-стоматологов. В настоящее время этого нет!".

Следует отметить, что и качество подготовки врачей-стоматологов и практическое отсутствие налаженных связей учебных центров с работодателями ставит под сомнение скорое вхождение многих стоматфакультетов в Болонский процесс.

Сложившаяся в Европе система аккредитации и рейтингов вузов, факультетов предполагает серьёзный мониторинг как содержания, так и организации учебного процесса, качества подготовки и карьерного роста выпускников. Во всём мире основой рейтингов вузов является оценка работодателей. Их представители входят в состав Попечительских, Наблюдательных и Диссертационных советов, экзаменационных комиссий, участвуют в преподавании и т.д. Следует со всей очевидностью признать, что на создание подобных традиций в наших условиях кому-то потребуются годы, а кому-то и десятилетия.

Не хлебом единым...

На конференции "Проблемы образования и специализации в стоматологии" звучало весьма много нового, что в ближайшие годы появится в учебных планах. Это и доказательная медицина, и компьютерные технологии и многое-многое другое.

Однако было одно "но". Из поля зрения Форума выпали вопросы духовно-нравственного воспитания будущих врачей. К великому сожалению становится уже какой-то нормой со знаком "минус" обходить эту тему. Например, напрочь забыли о вопросах воспитания врачей составители упомянутого в начале статьи Доклада Президиума Госсовета РФ. Подобная забывчивость не сулит нашему здравоохранению ничего доброго. Без этого компонента мы получим всего лишь биоробота, предрасположенного более заниматься не лечением болезни, а извлечением прибыли из ремесла под названием врачевание.

На прошедшем в июле 2007г. заседании "круглого стола" "Православие и бизнес", организованном Объединением "ОПОРА России", Госдумой РФ и Русской Православной Церковью, член Общественного Совета при Минобре РФ, директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН А.О. Чубарьян с грустью говорил: "Нравственное образование и воспитание вообще ушло из нашей школы - и средней, и высшей".

По данным Г.А. Пашиняна, в половине случаев причинами профессиональных ошибок являлись нарушения врачами-стоматологами морально-этических и деонтологических принципов.

Сомневаюсь, что действующий корпус стоматологов в большинстве своём что-либо слышал о содержании Этического Кодекса специалистов стоматологического профиля, а тем более о Международном кодексе медицинской этики. А ведь эти документы принимались СтАР, Всемирной медицинской ассоциацией не для того, чтобы пылиться на полках, но своим содержанием наполнять врачевание добром и любовью к пациентам, коллегам по профессии.

Размышляя об особой миссии врача, которая именуется не иначе, как служение, служение людям, невольно вспоминаешь Евангельскую притчу о сеятеле (Мф. 13, 3-8) и семенах, одно из которых упало на дорогу, другое - на каменистую почву, третье - в тернии и лишь четвёртое - в добрую землю. Оно-то, последнее, и порадовало урожаем.

Семена всевозможных образовательных инноваций ничего доброго не родят без благодатно возделанной души тех, из кого мы собираемся подготовить Врача.

Автор: Архипов В.В., президент Ассоциации частных стоматологических клиник, председатель Секции частной стоматологии СтАР, 2008 г.


Комментарии 0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Другие статьи
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов.