Я — частнопрактикующий врач-стоматолог
Приходилось ли Вам сталкиваться на приеме с пациентом, который эмоционально «давит» или всё время спорит, или старается диктовать свои условия? И, зная, что этот пациент назначен на сегодня, Вы целый день думаете о его визите, безрезультатно стараясь сосредоточиться на своей работе. Возникал ли у Вас конфликт
Нашим современником американским психотерапевтом Александром Лоуэном предложена классификация пяти характеров на основе защитных реакций человека — абстрактный, оральный, нарциссический, кинестетический и ригидный. Автор, создатель биоэнергетики и основатель Института Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке, убежден, что физический облик человека отражает его психику — личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. С примером из жизни можно ознакомиться по ссылке: http://cgplaton.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=11.
Каждый из нас несет свою комбинацию психологических защитных механизмов, проявляющуюся в поведении. В раннем детстве вырабатываются, а позже закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния, страха, способы получения безопасности и любви окружающих.
Умение распознать конфликтного пациента на консультации, выстроить с доверительные отношения с первичным пациентом — задачи так называемого коммуникативного плана. «Чтение» человека помогает завоевать доверие или избежать сотрудничества с конфликтным пациентом. В профилактике и решении конфликтных случаев, важно понимать с каким типом личности происходит коммуникация, его ожидания от лечения и цель его конфликта. В таблице 1 и 2 представлены основные коммуникативные характеристики орального и нарциссического типа личности.
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что коммуникация, как замкнутый круг: то, что мы делаем, оказывает влияние на другого человека, а то, что он делает, оказывает влияние на нас. Единственный выбор для каждого из нас заключается в том, управлять или не управлять тем эффектом, который мы производим.
Уважаемые читатели, жду интересные случаи из Вашей практики для комментариев и дискуссии в следующей статье на электронный адрес: cgplaton@cgplaton.ru
Таблица 1
Оральный тип личности
Критерии |
Характеристики |
Поведение |
Контактен. Желание установить личные, не официальные отношения. |
Чем будет недоволен |
Невнимание, игнорирование его эмоций. Если протез не понравился третьим лицам. |
Что одобрит |
Дружелюбное не вполне официальное отношение. Личное внимание. Умение высказать свое мнение. Информационная интрига. |
Характеристика типа |
Мнение составляется с позиции как и кто к нему относится. Повышенная эмоциональная чувствительность. Решение принимаются спонтанно под влиянием эмоций. |
Стратегия взаимодействия |
Ведение такого пациента мягко авторитарное. Симпатия и доверие — ключевые факторы успеха. |
Таблица 2
Нарциссический тип личности
Критерии |
Характеристики |
Поведение |
Слушает неохотно, перебивает, торопит. Склонен командовать, распоряжаться, стремится управлять составлением плана лечения, действиями врача. Напористость. |
Чем будет недоволен |
Звонок после лечения будет восприниматься как чрезмерный контроль, а не забота. Отсутствие быстрого результата или не соответствие оговоренным срокам и плану. Отношением как к обычному пациенту. |
Что одобрит |
Не вдаваться в детали технологий. Партнерские взаимоотношения. Предоставление контроля ситуации. |
Характеристика типа |
Высокая самооценка. Доверяют только себе. Страх быть использованным в достижении чужих целей. |
Стратегия взаимодействия |
Быстро, ясно и по делу, без отвлекающих разговоров. |