Если требуется хирургическое вмешательство под действием анестезии – обязательно пройдите тесты на аллергию. Это избавит вас и от страха перед анестезией, и от неприятных последствий.
А также узнайте, есть ли в вашей клинике анестезиолог, можно ли его вызвать. Не пренебрегайте этим фактом: анестезиолог является важным членов команды, которая будет лечить вас, и именно он будет следить в течение операции за вашим здоровьем.
Если вы уже знаете, что у вас есть аллергия на обезболивающие препараты – тем более, операция должна проходить под наблюдением анестезиолога.
Здесь важен еще один факт: некоторые пациенты, однажды столкнувшись с аллергической реакцией в кресле стоматолога, запоминают название препарата и считают, что достаточно просто не использовать его. Однако, например, если есть аллергия на новокаин, скорее всего будет аллергия и на все препараты из той же группы.
Запомнить или записать название препарата, который вызывает аллергию, - это правильно. А еще лучше, если ваши близкие тоже запишут, на какой препарат у вас аллергия. Но все-таки даже тесты на аллергию не дают на 100% точного результата. Поэтому присутствие в операционной анестезиолога – вот самое главное для вас.
Работа анестезиолога
В Интернете можно найти массу материалов о том, что анестезия опасна, может вызвать «аллергический шок» и т.д. Правда, почти никто не пишет, что боль сильно влияет на здоровье, что не всё можно потерпеть, что хирург – это специалист, который только выполняет операцию, а анестезиолог как раз тот специалист, который занимается пациентом.
Если у вас есть хронические заболевания – расскажите анестезиологу об этом. Эти состояния могут повлиять на течение анестезии и операции, поэтому важно заранее подобрать терапию и предупредить возможные осложнения. Также на консультации врач-анестезиолог задаст вам и другие вопросы: какие препараты вы принимаете в настоящее время, были ли у вас или ваших близких аллергические реакции ранее, курите ли вы.
Во время операции врач-анестезиолог наблюдает за состоянием пациента. На экране монитора отображаются: частота пульса, его ритм, артериальное давление, кардиоскопия, количество кислорода и углекислого газа в крови и выдыхаемом воздухе. Перечисленное – лишь минимальный набор показателей. При необходимости его могут расширить.
Конечно, полностью безвредного и безопасного метода обезболивания нет. И анестезиолог не может предвидеть всех последствий. Но серьезные (с угрозой для жизни) осложнений во время операции случаются крайне редко. Смертность от общего наркоза и местной анестезии очень мала.
И все-таки многие пациенты боятся, предпочитают терпеть боль или вообще не лечить зубы – лишь бы избежать применение обезболивающих. Но ведь важно – правильно подобрать анестетик и метод анестезии.
Попадая в первый раз на прием к стоматологу, обязательно предупредите об аллергии на анестетики.
Даже если аллергия не проявлялась раньше, совсем не лишнее - провести аллергопробу. Для этого на внутренней стороне руки пациента подкожно вводится малое количество препарата. Если в течение 15-20 минут на месте пробы не появилось покраснение, можно применять анестезию.
Насколько анестезия безопасна?
В принципе, любое лекарственное средство с вероятностью от 1 до 3% может вызвать формирование аллергической реакции. И все-таки развитие побочных эффектов чаще связано с применением антибиотиков, вакцин и сывороток, кровезаменителей, анальгетиков, витаминов.
Важный факт: среди лекарственных препаратов, применяющихся в анестезиологии, развитие побочных эффектов (в т.ч. и лекарственной аллергии) чаще связано с применением местных анестетиков и мышечных релаксантов. Местные анестетики часто оказывают различные виды побочного действия, однако анафилактические реакции вызывают относительно редко. Поэтому местная анестезия зачастую является более опасной, чем общий наркоз.
Но современная медицина лучше понимает, как работают те или иные препараты для анестезии, и подбираются они индивидуально. Кроме этого сейчас большое внимание уделяется контролю за функциями организма во время операции, который осуществляет анестезиолог, о чем мы писали выше.