Основные модели рынка - как в стоматологии, так и в любой другой сфере - выделяются по таким характеристикам, как:
- количество представленных на рынке фирм,
- тип выпускаемой продукции или оказываемых услуг,
- степень ценового контроля,
- условия вступления в отрасль,
- неценовая конкуренция.
Таким образом, в любой сфере все модели рынка делятся на совершенную и несовершенную конкуренцию. При этом несовершенная конкуренция подразделяется на монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Однако эти термины не имеют никакого смысла, ели не понимать, чем они в реальности отличаются друг от друга.
Совершенная конкуренция - это модель рынка, которая характеризуется большим количеством разнообразных фирм, представленных на рынке, предлагающих идентичные, стандартизованные товары или услуги. При этом полностью отсутствует ценовой контроль и какие-либо ограничения при вступлении на рынок. Все имеют одинаковую степень доступа к информации, и нет смысла использовать рекламные средства для неценовой конкуренции. Примером совершенной конкуренции может служить работа фермерских хозяйств.
При монополистической конкуренции на рынке также присутствует много фирм, но они уже представляют разные по характеристикам товары и услуги. Хотя продукция разных производителей и похожа, тем не менее, по мнению клиентов, она во многом различается. Причем различия эти могут быть как реальными, так и мнимыми. В данной модели рынка присутствует некоторый контроль над ценой товаров и услуг, но он слабо выражен. Условия вступления достаточно легкие, а в борьбе за клиента фирмы используют рекламу и средства раскручивания бренда.
Олигополия характеризуется несколькими фирмами, работающими на рынке и предлагающими однородную или дифференцированную продукцию. Доступ на рынок весьма ограничен, существует частичный ценовой контроль, активно используются различные рекламные средства, чтобы привлечь покупателя. Это можно увидеть на примере авиационной, нефтяной, химической промышленности, сферы автомобилестроения.
Нередко встречается и чистая монополия, при которой на рынке главенствует одна-единственная фирма, предлагающая уникальные товары и услуги и обеспечивающая высокую степень ценового контроля. Доступ на такой рынок фактически блокирован. При монополии активно используются средства неценовой конкуренции, и особое внимание уделяется позитивному имиджу фирмы. Зачастую примером чистой монополии становятся местные телефонные компании.
Рынок стоматологических товаров и услуг - как и практически любая сфера обслуживания и многие сферы производства - чаще всего является рынком монополистической конкуренции. Любая представленная на нем фирма (а их достаточно много) предлагает особенный товар, выделяющийся среди прочих внешним видом, степенью престижа, уровнем качества. И никто не станет спорить, что «Colgate» и «Новый жемчуг» - это зубные пасты, разные как по составу, так и по имиджу. Таким образом, каждая фирма становится в каком-то смысле монополистом по отношению к своим товарам и услугам.
Товары и услуги при данной модели рынка отличаются друг от друга доступностью для покупателя, близостью к нему, степенью известности, гарантией и многими другими характеристиками. Цену на свой вид товара каждая фирма может устанавливать по своему усмотрению, но при этом нельзя не учитывать цены конкурентов - а им может стать практически каждая фирма, только что вышедшая на рынок: доступ к рынку монополистической конкуренции практически не ограничен.