Этанол продлевает жизнь зубных пломб и коронок

Этанол продлевает жизнь зубных пломб и коронок

Обработка зуба спиртосодержащим раствором перед установкой композитных реставраций делает результат лечения более долгосрочным. К такому выводу пришла международная исследовательская группа, изучавшая возможности использования спирта, в частности этанола, в реставрационной стоматологии.

В ходе эксперимента исследователи обработали удаленный человеческий зуб раствором, содержащим 31% этанола, а затем провели стандартную процедуру установки зубной коронки и поместили зуб с реставрацией в сосуд с искусственной слюной на год. Оказалось, что дентин зуба, прошедшего обработку этанолом, имел более крепкую связь с коронкой, чем контрольный образец, не прошедший обработку (полный текст исследования опубликован в журнале Dental Materials, апрель 2010 года, стр. 380-386).

«Этанол предотвращает разрушение тканей зуба», - поясняет Франклин Тэй, доцент кафедры эндодонтии медицинской стоматологической школы университета Джорджии (США) и один из авторов исследования. – «Основной причиной, которая приводит к неудаче реставрации, являются ферменты, изначально присутствующие в тканях зуба и слюне и оказывающие разрушающее действие на коллаген как в дентине самого зуба, так и в гибридном слое, который создает дентин вкупе с клеем для реставраций.

Ферментам-разрушителям - матриксным металлопротеиназам- необходима вода для активизации их деятельности, а, обрабатывая зуб этанолом, мы фактически удалили молекулы воды, а значит лишили ферменты их рабочей среды. Использование химического обезвоживания также несет дополнительный положительный эффект-сжатие коллагена, что создает большую площадь связи тканей зуба и адгезива».

Ученые подчеркивают, что химическая дегидратация является оптимальным методом «осушения» тканей зуба, поскольку, например, воздействие воздушным потоком приводит к разрушению коллагена.

Получив результаты эффективности этанола для проведения стоматологических процедур, ученые, однако, не смогли прийти к единому решению, в каком направлении стоматологии их открытие может быть максимально полезно. Группа исследователей, включая доктора Тэя, считает, что оптимальным является применение этанола исключительно в эндодонтии.

«Процедура обработки этанолом является довольно хлопотной и занимает много времени, поскольку из дентина удалена должна быть вся вода - полностью. Это трудно сделать в масштабе целого зуба, поскольку дентинные канальцы постоянно проводят жидкость, а вот обработка депульпированного зуба дает больше шансов на успех. Поэтому мы считаем, что ее использование оправдано только для проведения работ на небольших поверхностях зубов, например, при подготовке корневых каналов».

На недавнем съезде Американской Ассоциации Стоматологических Исследований сотрудники университета Айовы пытались решить проблему «летучести» этанола за счет создания гелеобразной формы препарата для химической дегидратации, однако попытка не была удачной, поскольку часть образцов распалась до того, как ученые успели их проанализировать, а эффект долгосрочности стоматологических реставраций был даже ниже, чем при использовании традиционных методик установки.

Сейчас доктор Тэй и его команда работают над проблемой реминерализации тканей зуба под реставрациями. По прогнозам ученых для завершения работы им потребуется не менее 5 лет.