Как показывает опыт работы наиболее известных стоматологических клиник, весьма редко встречаются ситуации, когда должность главного врача клиники и руководителя можно объединить при помощи одного специалиста без ущерба качеству работы. Способность бороться со стоматологическими заболеваниями и облегчать пациентам боль в большинстве случаев вовсе не означает, что врач способен быть менеджером, компетентным в вопросах руководства коллективом. Это значит, что клинике чаще всего необходимо два руководителя, один из которых будет больше внимания уделять лечебным вопросам, а другой – административным. Главный врач должен отвечать за качество лечения, за профессиональный рост врачей и уровень предоставляемых клиникой услуг. Всеми остальными вопросами должен заниматься менеджер – руководитель клиники.
Каждый руководитель стоматологического учреждения должен обладать техническими навыками, которые позволяют успешно пользоваться методами, процессами и технологическими приемами в определенной области, а также личностными навыками, при помощи которых управленец способен сходиться с другими людьми, понимать, мотивировать их и увлекать за собой и своими задачами в процессе работы. Нелишними будут и концептуальные навыки, которые подразумевают наличие умственных способностей, позволяющих охватывать весь комплекс отношений на рабочем месте, отслеживать взаимосвязь между людьми, отделами и различными подразделениями.
Талантливый менеджер всегда помнит, что главными внутри стоматологического учреждения являются сотрудники, а за его пределами – пациенты и потребители продукции клиники. Деятельность работающего врача-стоматолога должна быть повернута к пациенту, а не к начальнику, к прибыли и инициативе, а не к расточительству и бездумному исполнению приказов вышестоящего начальства.
По мнению многих топ-менеджеров, на сегодняшний день не существует единственно верной модели управления клиникой, которая подошла бы всем. Каждое учреждение в процессе работы должно искать свою собственную модель управления, которая предполагает выбор, обоснование и реализацию четких и конкретных долгосрочных или краткосрочных целей, являющихся ориентирами. Менеджер должен грамотно направить деятельность стоматологического учреждения на потребности пациентов, сосредоточить усилия коллектива на решении самых важных задач и установить объективные критерии оценки работы специалистов. При этом необходимо помнить, что деятельность лечебного учреждения может быть успешной только при условии четкого видения целей. Не только руководитель клиники, но и рядовые сотрудники должны в любой момент рабочего процесса ясно представлять себе, что нужно делать для достижения желаемого результата и процветания клиники.